Аналитика и комментарии

12 марта 2019
Фещенко С.В. Стратегии мягкой силы Японии и России: итоги 2018 года

Мягкая сила уже давно признана одним из самых эффективных инструментов дипломатии, однако до сих пор успешность применения мягкой силы сложно измерить в цифровом значении. На данный момент в мире существует лишь один рейтинг, посвящённый стратегиям мягкой силы и публичной дипломатии стран мира и их успешности -“Soft Power-30”, ежегодны рейтинг, составителем которого является Университет Южной Калифорнии.

Место страны в рейтинге определяется совокупностью объективных и субъективных данных. Объективные данные представлены шестью субидексами: правительство, культура, образование, цифровой субиндекс, предпринимательство, глобальное участие, -данные для которых предоставляют отчёты международных организаций различной направленности.

Субиндекс «правительство» рассчитан оценить политические ценности государства, привлекательность и эффективность государственной политики страны. Субиндекс «культура» включает в себя метрики, такие как годовое число посещения международных туристов, глобальные успех музыкальной индустрии страны, и успехи нации на спортивной арене. «Глобальное участие» определяется такими данными, как количество посольств, членство в многосторонних международных организациях и вкладом в их развитие. Целью субиндекса «образование» является измерение способности страны привлекать иностранных студентов, или облегчить обмены, а так же вклада в глобальные стипендиальные программы. Учитывается также положение университетов страны в международных рейтингах. Субиндекс «предпринимательство» не является мерой экономической мощи, а скорее направлен на измерение относительной привлекательности экономической модели страны с точки зрения ее конкурентоспособности и способность к инновациям. «Цифровой субиндекс» стремится охватить степень, в которой страны приняли технологии, связаны с цифровым миром, и успешность использования ими цифровой дипломатии через социальны медиа платформы.

Субъективные данные для данного рейтинга являются результатами опроса, в котором участвовало более одиннадцати тысяч людей из 25 стран

мира. Респонденты ранжировали страны по благоприятность для туристов, популярности национальной кухни, технологическим успехам и т. д.

С самого начала публикации рейтинга Япония уже входила в Топ-10, улучшая свои показатели каждый год, и в 2018 году заняла 5 место. Политическая стабильность и стабильный экономический рост - в сочетании с растущими мировыми перспективами и более активным участием в международных делах - помогли Японии подняться в субиндексе «глобальное участие». Япония также является одной из наиболее представленных стран в дипломатическом отношении, с более чем 150 посольствами за рубежом, и основным вкладчиком в международное развитие, занимая второе место по финансовым вливаниям в бюджет ООН. Стоит заметить, что в 2018 году рейтинг Японии в субиндексе «культура» снизился, в то время как «цифровой» значительно улучшился. Хотя «культура» ни в коем случае не является слабостью для Японии, доступность может быть проблемой, и правительство может играть более активную роль в предоставлении правильных платформ для продвижения и проектирования современной японской культуры по всему миру. Тем более, способность Японии взаимодействовать с мировой аудиторией с помощью цифровых платформ является идеальным способом сделать страну более доступной. Снижение сразу на несколько позиций в субиндексе «культура» также можно объяснить явным стремлением вложить больше средств в свой военный потенциал. Но в будущем Япония имеет серьёзные шансы укрепить свои позиции в качестве региональной и глобальной державы, если положиться именно на свои культурные ценности, благодаря которым многие считают его страной, достойной любви и уважения любят и уважают. Предстоящий Кубок мира по регби и Олимпийские игры в Токио 2020 года предоставят отличные возможности для этого.

С относительно низким показателем гендерного равенства и сравнительно низкими показателями свободы прессы Япония занимает лишь 17-е место в правительственном субиндексе.

Стоит отметить, что по результатам опроса Япония вошла в тройку лидеров благодаря высоким стандартам дизайна и качества продукции, индустрии инновационных технологий, уникальной культуре и всемирно известной кухне. К удивлению, всё меньшее число респондентов, в своих ответах упоминаем японскую анимацию.

Что касается России: еще один год, еще одно множество спорных вопросов, которые предстоит решить. Эта страна вошла в тридцатку только в 2016 году, и до си пор остаётся на периферии рейтинга. Скандал вокруг отравления Скрипалей, в результате которого сотни российских

«дипломатов» были изгнаны из разных стран мира, противоречивой международной политики, и ещё огромное количество факторов легко могут обяснить падение России с 26 на 28 место в рейтинге. Вдобавок ко всему, позиция России по всем объективным субиндексам упала в этом году, поскольку экономические санкции влияют на ее способность инвестировать и оставаться конкурентоспособными.

Несмотря на более низкий балл, чем в прошлом году, разнообразные культурные ценности

Фещенко_Мягкая сила .... 2018.pdf