Аналитика и комментарии

12 февраля 2019

С территориальной точки зрения, Япония не является Арктической страной, так как не имеет владения в северной части Тихого океана; однако, ее экономический и геополитический интерес как глобальной державы дает ее заслуженное место в списке государств Северной Пацифики. Также туда на данный момент относят и Россию, которая совместно с США и Канадой контролирует три чет­вер­ти тер­ри­то­рии, при­бреж­ных вод и шель­фа ре­гио­на. За неимением постоянного физического доступа, Япония делает акцент на научное изучение Арктики, выделяет бюджет на строительство ледокольного флота, разработку современных технологий и возможных способах использования Северного морского пути. Политика государства дает понять, что участие в международных и двухсторонних проектах освоения является гарантией будущего присутствия в регионе в целом, и потребителя ресурсов в частности.

Каким же образом, страна принимает участие в проектах? Пока что главенствующая роль- «консультант», занимаясь на­уч­но-тех­ни­чес­ки­ми ис­сле­до­ва­ния­ми и раз­ра­ботка­ми в та­ких об­лас­тях, как эко­ло­гия Арк­ти­ки, на­ви­га­ция, до­бы­ча при­род­ных ре­сур­сов, помогает своими достижениями другим странах, продавая технологические достижения, а заодно и свою помощь в их эксплуатации.

Токио уже давно осознало факт того, что северный регион уникален и представляет из себя некое единое целое, которое в силу климатических особенностей следует исследовать и осваивать сообща, коррелируя действия с активностью других государств. Будучи далеким от формирования регионом, есть определенный минимальный набор внутренних потребностей, реализация которых необходима для последующих этапов реализации проектов, но требует объединенное и последовательное участие всех заинтересованных акторов.

Именно по этой причине, начиная с 1990х годов, страна выказала свое желание принимать участие в изучении региона на государственном уровне. Вошла в Международный арк­ти­чес­кий на­уч­ный ко­ми­тет (IASC), учредила Центр исследования Арктики, как часть Национального института полярных исследований. Как государство заинтересованное в экономических и политических возможных преимуществах от СМП, Япо­ния сделала особый акцент в сфере судоходства, благодаря проекту JANSROP‑GIS (Japan Northern Sea Route-Geographic Information System), спе­ци­аль­ной ко­мис­сии по Арк­ти­ке (Arctic Task Force) и другим ши­ро­ко­мас­штаб­ным действиям в рамках Ми­нистер­ст­ва об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, спор­та, нау­ки и тех­но­ло­гий.

Уже с 2013 года в на­цио­наль­ной стра­те­гии безо­пас­но­сти Япо­нии говорится об огромном потенциале региона, утвержден Ба­зо­вый план океан­ской по­ли­ти­ки (Basic Plan on Ocean Policy), сформированы три ос­нов­ные на­прав­ле­ния по­ли­ти­ки: про­ве­де­ние ис­сле­до­ваний; упрочнение меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ст­ва; экс­плуа­та­ция СМП; для воплощения которых следует принять все возможные меры. В на­стоя­щее вре­мя во­про­са­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к Арк­ти­чес­ко­му ре­гио­ну, занимаются сразу несколько министерств. Сфера дипломатии- МИД, морская стратегия- Министерство зем­ли, инфра­струк­ту­ры, транс­пор­та и ту­риз­ма при поддержке Управ­ле­ния мор­ской стра­те­гии Япо­нии; ис­сле­до­ва­ния- Ми­ни­стер­ст­ва об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, спор­та, нау­ки и тех­но­ло­гий. Вопрос бюджета относится по большей части к Управлению морской стратегии, где была сформирована отдельная статья в 2015 году, ежегодно на которую выделяется около 1 млрд иен. В том же году была принята официальная стратегия, вызванная частично интересом политических кругов в эксплуатации нефтяных месторождений, частично «гонкой вооружений» между КНДР и КНР по созданию научных судов. Уже в прошлом году был запущен план создания нового судна ледокольного класса, бюд­жет оценивается в 3 млрд иен. Одновременно с этим Япония принимает участие в создании свода правовых норм, «По­ляр­но­го ко­декса», составитель которого - Меж­ду­на­род­ная мор­ская ор­га­ни­за­ция.

Прак­ти­чес­кое уча­стие Япо­нии в ос­вое­нии при­род­ных ре­сурсов Арк­ти­ки достаточно незначительно в глобальных масштабах. Она инвестирует сред­ст­ва в рос­сий­ский про­ект «Ямал СПГ». Ком­па­нии Мицуи и Мицубиси являются партнерами «Сахалин-энерджи», воплощая проект «Сахалин-2», концентрированных на добыче и транспортировке нефти и сжиженного природного газа. Уместно сказать, что степень уча­стия Япо­нии в арк­ти­чес­ких про­ек­тах за­ви­сит от ак­тив­но­сти других го­су­дарств в северном регионе, сейчас она на­це­ле­на на со­труд­ни­че­ст­во с Рос­сией по направлению экс­пор­та уг­лево­до­ро­дов.

Федорова Милена Евгеньевна,
магистрант ВИ-ШРМИ,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений
ВИ-ШРМИ ДВФУ