С территориальной точки зрения, Япония не является Арктической страной, так как не имеет владения в северной части Тихого океана; однако, ее экономический и геополитический интерес как глобальной державы дает ее заслуженное место в списке государств Северной Пацифики. Также туда на данный момент относят и Россию, которая совместно с США и Канадой контролирует три четверти территории, прибрежных вод и шельфа региона. За неимением постоянного физического доступа, Япония делает акцент на научное изучение Арктики, выделяет бюджет на строительство ледокольного флота, разработку современных технологий и возможных способах использования Северного морского пути. Политика государства дает понять, что участие в международных и двухсторонних проектах освоения является гарантией будущего присутствия в регионе в целом, и потребителя ресурсов в частности.
Каким же образом, страна принимает участие в проектах? Пока что главенствующая роль- «консультант», занимаясь научно-техническими исследованиями и разработками в таких областях, как экология Арктики, навигация, добыча природных ресурсов, помогает своими достижениями другим странах, продавая технологические достижения, а заодно и свою помощь в их эксплуатации.
Токио уже давно осознало факт того, что северный регион уникален и представляет из себя некое единое целое, которое в силу климатических особенностей следует исследовать и осваивать сообща, коррелируя действия с активностью других государств. Будучи далеким от формирования регионом, есть определенный минимальный набор внутренних потребностей, реализация которых необходима для последующих этапов реализации проектов, но требует объединенное и последовательное участие всех заинтересованных акторов.
Именно по этой причине, начиная с 1990х годов, страна выказала свое желание принимать участие в изучении региона на государственном уровне. Вошла в Международный арктический научный комитет (IASC), учредила Центр исследования Арктики, как часть Национального института полярных исследований. Как государство заинтересованное в экономических и политических возможных преимуществах от СМП, Япония сделала особый акцент в сфере судоходства, благодаря проекту JANSROP‑GIS (Japan Northern Sea Route-Geographic Information System), специальной комиссии по Арктике (Arctic Task Force) и другим широкомасштабным действиям в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий.
Уже с 2013 года в национальной стратегии безопасности Японии говорится об огромном потенциале региона, утвержден Базовый план океанской политики (Basic Plan on Ocean Policy), сформированы три основные направления политики: проведение исследований; упрочнение международного сотрудничества; эксплуатация СМП; для воплощения которых следует принять все возможные меры. В настоящее время вопросами, относящимися к Арктическому региону, занимаются сразу несколько министерств. Сфера дипломатии- МИД, морская стратегия- Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма при поддержке Управления морской стратегии Японии; исследования- Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий. Вопрос бюджета относится по большей части к Управлению морской стратегии, где была сформирована отдельная статья в 2015 году, ежегодно на которую выделяется около 1 млрд иен. В том же году была принята официальная стратегия, вызванная частично интересом политических кругов в эксплуатации нефтяных месторождений, частично «гонкой вооружений» между КНДР и КНР по созданию научных судов. Уже в прошлом году был запущен план создания нового судна ледокольного класса, бюджет оценивается в 3 млрд иен. Одновременно с этим Япония принимает участие в создании свода правовых норм, «Полярного кодекса», составитель которого - Международная морская организация.
Федорова Милена Евгеньевна,
магистрант ВИ-ШРМИ,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений
ВИ-ШРМИ ДВФУ