Аналитика и комментарии

5 февраля 2018
Юсупов Р.И. Япония и персонажи-талисманы

Зачастую мировое сообщество рассматривает разнообразные проявления современной японской культуры на поверхностном уровне. Разноцветные милые герои могут не вызывать у иностранцев ничего кроме улыбки; тем не менее, феномен персонажей-талисманов является неотъемлемой частью японского благосостояния и заслуживает внимания по ряду объективных причин.

В первую очередь, сложно переоценить привлекательность «каваии»-культуры, которая находит отражение буквально во всем, начиная от канцелярских товаров и заканчивая изображениями на самолетах. Яркие краски, улыбки и пестрый, но незамысловатый дизайн приковывают внимание человека и могут помочь выявить интерес к новым вещам, уходя от нарочитой серьезности. Именно персонажи-талисманы призваны вести общение с публикой, чтобы ознакомить ее с новым брендом.
Наиболее показательным примером, демонстрирующим влияние таких персонажей, является всемирно известный бренд Hello Kitty, принадлежащий японской компании Sanrio и существующий на рынке уже более 40 лет. Изначально компания ограничивалась производством игрушек для детей, однако впоследствии смогла расширить целевую аудиторию, выпуская самую разнообразную продукцию. Среди секретов успеха Hello Kitty можно выделить приспосабливаемость бренда к новшествам на рынке: знакомый персонаж нередко красуется даже на гаджетах.
Вообще, современность и своевременность – довольно важные качества, во многом объясняющее положение персонажей-талисманов в японском обществе. Поскольку японский рынок характеризуется своей изменчивостью, персонажи могут помочь любому товару закрепиться на рынке и в нужный момент обеспечить резкий рост продаж благодаря правильной рекламной стратегии. Получается своеобразная гонка: сложно предугадать, когда общество охладеет к, казалось бы, недавно появившемуся бренду. Однако как только это произойдет, ему на замену обязательно придет другой.
На данный момент довольно популярна социальная сеть LINE, продукция которой пользуется большим спросом. Большое количество точек сбыта, причем не только в Японии, способствует продвижению бренда на региональном рынке и приносит крупную прибыль. Тем не менее, данная сеть активна уже более 6 лет, что может сигнализировать о некоторых изменениях на рынке в ближайшем будушем.
В Японии каждую префектуру и каждый город представляет уникальный персонаж-талисман. Они также олицетворяют практически все, что можно представить: историю, кухню, праздники и другие местные особенности – даже лучше, если вместе и сразу. Полиция, пожарные службы и даже Силы самообороны Японии тоже представлены в виде узнаваемых персонажей.
Следует отметить положительный эффект данной особенности: наличие даже у самых удаленных от столицы территорий узнаваемой символики обеспечивает повышение к ним интереса, а в некоторых случаях – даже влияет на туристический поток. Вместе с этим общество не испытывает страх или недоверие к государственным службам, что помогает при формировании национального самосознания.
В деловых кругах персонажи-талисманы – отличный способ познакомиться с городами и префектурами сослуживцев, если беседа заходит в тупик. Разумеется, такая культура помогает создать более дружественную атмосферу среди людей.
Персонажи-талисманы могут быть созданы и для конкретных целей. Благотворительность, экологические проблемы – также мотивы для появления узнаваемого героя, который будет практически самостоятельно решать определенные проблемы.
Таким образом, данное явление нельзя назвать бесполезным проявлением японской культуры. Это и волшебный экономический инструмент, который может принести ощутимую прибыль владельцу бренда, и узнаваемое лицо, призванное бороться за достижение определенных целей только лишь с помощью своего очаровательного вида.

Юсупов Ренат Ильдарович,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.