Аналитика и комментарии

18 апреля 2018
Юсупов Р.И. Nintendo в России


В настоящее время успех японской корпорации по производству видеоигр и игровых консолей Nintendo известен на весь мир. Nintendo занимает прочное положение на рынке высокотехнологичной продукции благодаря активной позиции по отношению к покупателям и экспериментальному характеру производства. Пример проникновения Nintendo на российский рынок наглядно иллюстрирует положительные стороны уникальности компании в современном мире.

Первое появление продукции Nintendo в России было опосредовано: вместо подлинной консоли Nintendo Entertainment System, которая обрела популярность в Японии и США еще во второй половине 80-х годов прошлого века, в России и других постсоветских странах появился клон китайского производства Dendy, не уступающий оригиналу в функционале. Будучи новшеством, консоль успешно укрепилась на рынках стран СНГ и продавалась вплоть до середины двухтысячных годов. Любопытно, что поскольку в вышеупомянутых странах Nintendo Entertainment System никогда не была представлена официально, название «Денди» стало ее абсолютно синонимом, который часто используется и в настоящее время.

Игровые консоли следующих поколений также смогли завоевать интерес на российском рынке. Тем не менее следует обратить внимание на тот факт, что положение Nintendo вплоть до текущего десятилетия было относительно неустойчивым ввиду конкуренции со стороны Sony Playstation и Microsoft, а также производителей компьютерных игр; поскольку Nintendo всегда отдает предпочтение новейшим технологиям, делая акцент на уникальности и эксклюзивности своей продукции, компания вынужденно уступала более стабильному подходу своих конкурентов и сравнительной универсальности их устройств. Одним из наиболее значимых доводов против приобретения продукции компании среди пользователей стало отсутствие возможности использовать консоли для просмотра фильмов или чтения книг. Имело место пиратство. Подобные факторы негативно сказывались на уверенности Nintendo в российском рынке.

Впрочем, нельзя однозначно заявить о безразличии со стороны российского игрового сообщества. Одним из наиболее известных детищ компании стала карманная консоль Game Boy Advance, вышедшая в 2001 году: устройство завоевало популярность благодаря своей эргономичности. Стационарная консоль Nintendo Wii, вышедшая в 2006 году, также была встречена с энтузиазмом среди как приверженцев, так и новичков, благодаря сенсорному пульту управления. В действительности наблюдался преходящий рост спроса на продукцию.

Полноценное российское отделение Nintendo, Nintendo of Russia, было учреждено в 2011 году. Поскольку Россия является государством с переходной экономикой и более молодой, еще не полностью сформировавшейся игровой индустрией, это событие стало большим шагом в сторону вовлечения страны в мировое игровое коммьюнити. В 2013 году заработал онлайн-сервис «Мир Nintendo», решающий проблему поставки продукции в регионы. Большинство спортивных игр начинает поддерживать онлайн-режим, позволяющий соревноваться с людьми со всего мира.

Система лояльности – одна из сильных сторон политики компании. Сообщается, что по состоянию на 2013 г. в России было зарегистрировано около 70 тыс. активных пользователей (Nintendo Wii U и Nintendo 3DS в совокупности, хотя консоли обладают общим онлайн-пространством). Поскольку этот показатель сравнительно невелик, это помогает российскому подразделению более чутко относиться к пожеланиям целевой аудитории и гибко реагировать на изменения на рынке. В ответ на активную позицию компании формируется следящее за новинками, верное бренду сообщество.

Период с 2013 по 2016 гг. стал для Nintendo трудным в связи с коммерческим провалом Nintendo Wii U: система не сумела повторить успех Nintendo Wii. Несмотря на это, карманная консоль нового поколения Nintendo 3DS, выпущенная в 2011 г. и до сих пор не снятая с производства, обладает обширной библиотекой игр наиболее известных франшиз, что обеспечивает стабильный доход, опять же, благодаря активным пользователям. Благодаря заинтересованности во мнении потребителя, Nintendo укрепила свои позиции на российском рынке. Так, в настоящее время практически все выпускаемые игры поддерживают русский язык.

В 2017 г. была выпущена новейшая консоль Nintendo Switch, которая сочетает в себе функции стационарного и переносного устройства. Консоль мгновенно стала мировым коммерческим успехом, в том числе и в России: согласно статистике, по состоянию на конец 2017 г. продажи конкурирующей консоли от Microsoft, Xbox One, составили лишь шестую часть от продаж Nintendo Switch. Nintendo официально отмечает значительное улучшение в работе российского подразделения, а именно во взаимодействии с партнерами, рекламе и связях с общественностью.

Примечательно, что в России, в сравнении с США и Японией, получили распространение так называемые бандлы (англ. bundle – связка, охапка) – комплект из игровой консоли и игры-бестселлера. Несомненно, подобная тактика позволяет привлечь новых покупателей. Более того, в течение прошлого года отмечалась нехватка продукции для удовлетворения резко возросшего спроса. Вполне возможно, что сохранение динамики позволит Nintendo опередить главного конкурента в лице Sony Playstation.

Таким образом, Nintendo демонстрирует высокие достижения на рынке благодаря эффективному менеджменту, поддерживающему конкурентоспособность компании: технические характеристики современных консолей Nintendo ниже, чем у компаний-конкурентов. Тем не менее подобное обстоятельство негативно сказывалось на спросе до возникновения российского подразделения. Сегодня Nintendo известна на весь мир, свободна от стереотипов и может подарить счастливые часы, проведенные за игрой, как детям, так и семьям.

Юсупов Ренат Ильдарович,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.