Аналитика и комментарии

16 августа 2018


В настоящее время мировое сообщество находится на грани необратимой экологической катастрофы, что подталкивает страны первого мира к решительным действиям по ее предотвращению.

В ходе утверждения долгосрочного плана по сокращению выбросов вредных газов в атмосферу и использования новых видов энергии Япония отдает предпочтение возобляемой – «зеленой» энергии. Формирование плана происходит в соответствии с подписанным абсолютным большинством стран мира в 2015 г. Парижским соглашением, которое направлено на снижение углекислого газа в атмосфере к 2020 г. Поскольку в Японии разработка транспортных средств, работающих на экологически чистых видах топлива, ведется уже немало лет и привлекает к себе внимание общественности, к проведению Летних Олимпийских игр будет приурочена демонстрация достижений в сфере применения «зеленой» энергии.

В качестве официального транспорта в ходе проведения Олимпиады-2020 будут использоваться транспортные средства, работающие исключительно на топливных элементах. Будет также активно использоваться энергия водорода, для поставки которого планируется построить трубопроводы. Ожидается, что Олимпийская деревня станет прототипом так называемого водородного общества: по проведении Олимпиады страна намеревается внедрить использование водорода и топливных элементов повсеместно. Данный план включает в себя возведение водородных станций, которые будут способствовать транспортировке водорода. Активный переход к «чистым» видам топлива может стать наследием грядущей Олимпиады. Таким образом, 2020 г. станет для японской экономики переломным и во многом предопределит дальнейшее развитие отраслей производства.

Крупнейшие производители автомобилей Японии настроены оптимистично и все больше проявляют интерес к введению технологий следующего поколения. Например, Тойота активно вкладывает инвестиции в производство недорогостоящих легковых автомобилей и джипов, работающих на водородном топливном элементе, а также продвигает эти технологии для производства автобусов и грузовиков. Компания надеется привлечь внимание общественности к топливным элементам в целом за счет снижения стоимости и разнообразия производимой продукции, подготавливая ее к массовому производству. Новую модель автомобиля на водородном топливном элементе компания выпустит в 2020 г.

Более того, ведущие компании автомобильной промышленности – Тойота, Ниссан и Хонда – планируют отказаться от использования бензина в течение трех десятилетий и объединиться в консорциум ради обеспечения поставок кобальта – необходимого элемента при производстве батарей для электромобилей – с мирового рынка. Поскольку производители открыто заявляют о стремлении приобрести запасы кобальта, котировка данного товара достигла рекордного уровня и имеет тенденцию к росту благодаря электрификации автомобильной индустрии. Разумеется, подобные события на мировом рынке влекут за собой структурные изменения и в мировой торговле, которые потребуют своевременной реакции от стран, зависимых от торговли с Западом и Японией.

Несмотря на то, что выработка и переход на «зеленую» энергию уже не является новшеством на мировом рынке, Министерство экономики, торговли и промышленности сохраняет инициативный подход к разработке новых решений. Япония пока что уступает европейским странам в темпах освоения новых видов энергии, однако не испытывает ожесточенной конкуренции в данной области ввиду высокого качества выпускаемой техники.

Принципиальное отличие новых потенциальных видов энергии – возобляемость. В настоящее время внедрение таких видов энергии сильно затруднено ввиду высоких цен и изменчивых погодных условий. Вообще, политика Японии в отношении освоения возобновляемых источников энергии продиктована мыслью, что страна не сможет догнать европейские страны и Китай при современных технологиях, что означает, что наиболее целесообразно инвестирование в разработку новейших технологий. Такая стратегия должна быть направлена на нивелирование характерной нестабильности, присущей выработке «зеленой» энергии.

Впрочем, Япония уже получает выгоду от партнерства с влиятельными компаниями на мировом рынке. Так, компания Великобритании ITM Power, специализирующаяся на производстве электролизеров и водорода для топливных элементов и являющаяся одним из ключевых игроков на рынке водорода, вступила в партнерское соглашение с Sumimoto Corporation, согласно которому корпорация будет поставлять продукцию ITM Power на японский рынок. Поскольку компании разделяют мнение относительно создания нового, водородного будущего, это соглашение определенно откроет возможности для ряда совместных, взаимовыгодных проектов.

Этот и другие примеры свидетельствуют о том, что новое, «зеленое» будущее уже является не столько фантазией стран первого мира, сколько реальностью, вызванной необходимостью сохранить нашу планету.

Юсупов Ренат Ильдарович,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.