Аналитика и комментарии

10 января 2018
Юсупов Р.И. Социальные сети в Японии: шаткий баланс «своего» и «чужого»


Современный мир – едва ли не информационная бездна. И это заметно облегчает нашу жизнь: для получения нужной информации теперь не обязательно идти в библиотеку, а все родственники и друзья помещаются в одном лишь устройстве, засунутом в карман брюк. Всемирная паутина становится неотъемлемой частью жизни в новейшей формации общества, где мнение каждого человека может сыграть решающую роль.
Социальные сети могут иметь несколько разное предназначение, однако в основе каждой из них лежит именно оно – общение. Причем непосредственное. За отсутствием надобности знакомиться с людьми лично следует созидание отдельного, закрытого от чужих глаз внутреннего мира, выходить из которого человек стремится не всегда, предпочитая прослыть, например, известным блогером, делясь своими мыслями. Или знакомиться с новыми людьми за веселыми играми. Иными словами, хаотичный образ жизни в японских мегаполисах диктует свою моду и своеобразные принципы взаимодействия.
Еще двадцать лет назад Япония была достаточно закрытой, самобытной страной, а уже сегодня дети с рождения привыкают пользоваться мобильными устройствами, практически невольно открывая для себя целый мир. Вовлечение Японии в мировую экономику означает лишь одно: страна уязвима по отношению к влиянию извне. Учитывая, что социальные сети – это ассорти из сервисов, каждый из которых предлагает что-то свое – как же разобраться, что именно интересно японской аудитории сегодня?

Национальное достояние
Самой популярной социальной сетью в Японии является LINE – мессенджер, появившийся не так давно (в 2011 году), но уже успевший завоевать японскую публику своеобразными методами: компания является известным примером финансового успеха благодаря рекламе, продаже разнообразных стикеров, которые заменяют обыкновенные смайлики, и товаров для игр. LINE по праву считается стандартным, наиболее доступным мессенджером в Японии.
Возможности пользователя не ограничиваются лишь встроенными покупками: LINE также имеет точки сбыта продукции. Удивительно, но за несколько лет социальная сеть стала самым настоящим культурным феноменом: молодежь выстраивается в длинные очереди, чтобы приобрести очередной стикер с узнаваемыми, запоминающимися героями.
Пользовательская база LINE ежемесячно составляет свыше 40% населения страны, что в очередной раз подчеркивает доминантное положение данной сети на рынке. Разумеется, перетянуть население страны на сторону LINE смогли не только своевременно предоставленные производителем новшества: данная социальная сеть заточена под смартфоны (хотя также существуют версии и для компьютеров) и призвана максимально облегчить общение, что идеально соответствует японской культуре мобильных телефонов.
Социальная сеть GREE представлена как в Японии, так и ряде других стран, и имеет пользовательскую базу в 190 млн. человек. Успех GREE легко объясняется японским пристрастием к геймингу, поскольку в основе этой сети лежит именно это; доступны также такие функции, как обмен фотографиями, ведение дневника и другие. Пик популярности сети пришелся на 2012 год, после чего компания GREE, Inc. сосредоточила свою деятельность на производстве игр для iOS и Android.
В то время как LINE достаточно известна и за рубежом, социальная сеть под названием mixi активна только для граждан Японии. Более того, просмотр информации об участниках сообщества закрыт для незарегистрированных пользователей. Это помогает пользователям находить друзей по интересам и поддерживать с ними более тесный контакт. Кстати, зачастую люди предпочитают не публиковать свое настоящее имя и фотографию, «прикрываясь» никнэймами и изображениями.
Mixi существует с 2004 года, поэтому справедливо суждение, что эта сеть давно является активным компонентом японской молодежной культуры. Возможно, даже слишком активным: существует термин «mixi-усталость», описывающий желание перестать пользоваться сервисом и удалить свою страницу. В принципе, среди населения наблюдается самая настоящая усталость от данной социальной сети: в последние годы mixi постепенно уступает позиции более инклюзивным сетям.

Пришлые веяния
Среди зарубежных сетей в Японии имеет достаточно большое распространение Twitter. Данная сеть довольно незамысловата и делает акцент на сугубо текстовом общении, однако также выступает в качестве отличного новостного портала, что не только позволяет подписываться на странички любимых знаменитостей и незамедлительно получать новости их жизней, но и незаменимо при возникновении природных катаклизмов. Охватывая аудиторию в 30 миллионов человек, Twitter оставляет позади Facebook (который в Японии носит более серьезный характер, присущий более взрослой аудитории), и его популярность неуклонно растет.
В настоящее время настоящим лидером по росту пользовательской базы является Instagram. Будучи новинкой для японской аудитории еще в 2015 году, Instagram становится все популярнее в Японии на фоне относительного снижения притока новых пользователей в развитом мире.
Изначально Instagram позиционировался как сервис для размещения фотографий. Постепенно, по мере выхода обновлений, функционал приложения стал включать в себя размещение видео, рекламы и др., после чего и стал более «понятен» японским пользователям. Сегодня Instagram в Японии – находка для бизнеса, владельцы которого активно рекламируют свою продукцию (в основном, это мода, косметика и услуги салонов красоты).

Слово за нами
Разумеется, социальные сети – не что иное, как продукт общественности. Легко подстраиваясь под потребности социума и подхватывая тренды до того, как они станут таковыми, соцсети являются олицетворением прогресса. mixi, просуществовав на рынке больше десятилетия, может рассматриваться как пережиток прошлого. В то же время Twitter и Facebook продолжают занимать прочные позиции, до сих пор оставаясь полезными и уникальными ресурсами, а популярность Instagram растет.
Выходит, что японцам нужно все и сразу. Стимулирующие воображение стикеры, яркие игры, красочный интерфейс – и все это наряду с потребностью в текстовом общении! Не будет преувеличением сказать, это слишком тяжелая ноша для лишь одной социальной сети: подобные условия сами собой ставят на монополии и даже олигополии крест.
В итоге мы наблюдаем приверженность пользователей и национальным, и зарубежным сервисам без больших смещений в ту или иную сторону. Из этого вытекает следующая особенность японского рынка технологий, а именно – его непостоянство. Сети, которые, казалось бы, сегодня занимают лидирующие позиции на рынке, уже в следующем месяце могут столкнуться с внезапным оттоком пользователей.
Причиной этому является тот факт, что тренды задает именно молодежь. В погоне за модой возникают новые потребности, которые сети постарше уже вряд ли могут удовлетворить. Это и объясняет отсутствие первенства у Facebook, присущее остальным странам развитого мира.

Юсупов Ренат Ильдарович,
лаборант-исследователь
Центра изучения российско-японских отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ.