— Михаил Александрович, Физтех связывают тесные и продуктивные связи с институтами РАН, в том числе на Дальнем Востоке. Но какую роль сыграл именно Олег Михайлович Белоцерковский в этом сложном процессе становления академической науки?
Подготовка молодых специалистов — это всегда стратегическая задача. Особенно в областях, где требуются не просто знания, а умение включиться в передовую научную или производственную деятельность. И в этом смысле МФТИ — уникальный вуз. Он всегда готовил людей, которые могли сходу войти в сложный коллектив и решать реальные задачи. И особенно важно, что благодаря Олегу Михайловичу Белоцерковскому, ректору МФТИ, такая система заработала и на Дальнем Востоке.
В 1970 году здесь был создан Дальневосточный научный центр АН СССР (ДВНЦ). Руководил им Андрей Петрович Капица — выдающийся географ, сын знаменитого академика Петра Леонидовича Капицы, одного из основателей Физтеха. Олег Михайлович, кстати, тоже входил в число тех, кто создавал и развивал систему.
Совместно с руководством ДВНЦ он инициировал программу целевого набора: абитуриентов отбирали на Дальнем Востоке, они учились четыре года в Москве, а затем возвращались во Владивосток, чтобы завершить обучение уже на местах. В 1976 году при Институте автоматики и процессов управления ДВНЦ АН СССР (ИАПУ) открылась базовая кафедра МФТИ. В то время это было прорывное решение, благодаря которому в 1978 году мы уже имели первый выпуск «физтехов» специально для нашего региона.
— В создании каких научных центров он принял непосредственное участие?
Первый успешный опыт был в Киеве, где при Институте кибернетики АН УССР появилась базовая кафедра МФТИ. Этот проект и стал моделью. Руководство ДВНЦ сразу увидело в нем перспективу. В то время на Дальнем Востоке был огромный дефицит молодых специалистов.
Базовыми организациями кафедры, наряду с ИАПУ, стали и другие институты: Тихоокеанский океанологический, Тихоокеанский институт биоорганической химии и не только они. Очень серьезно был организован процесс профориентации. Члены выездной экзаменационной комиссии МФТИ и научные сотрудники ДВНЦ с 1975 года начали проводить летнюю физико-техническую школу, участниками которой были ученики 8–10-х классов школ Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев — победители различных олимпиад. А в 1978 году во Владивостоке открылся филиал Заочной физико-технической школы. Это была настоящая система подготовки будущих ученых.
— То есть, основная идея Белоцерковского была в том, чтобы дать самое лучшее техническое образование молодежи из дальних регионов. Но как эта масштабная задача воплощалась непосредственно на практике?
Как говорил Мстислав Всеволодович Келдыш, Физтех держится на трех китах: строгий отбор, глубокое образование и работа в реальной научной среде. Это была идея Белоцерковского, и она реализовывалась четко и последовательно.
Сначала фундаментальная база: математика, физика, иностранный язык. Потом специализация на факультете. А дальше — самое главное: базовый цикл, когда студент приезжал на «базу», то есть в научную организацию, и начинал заниматься реальной наукой. И именно это в полной мере было реализовано у нас на Дальнем Востоке.
— По каким основным направлениям работали студенты уже на базовых кафедрах и далее на предприятиях Дальнего Востока?
Все строилось вокруг реальных задач. Базовые кафедры не были учебными заведениями — это были места, где создавалась наука и технологии. Студенты работали над реальными проектами: кто-то занимался океанологией, кто-то автоматикой, кто-то биофизикой или вычислительной техникой. Они вели исследования, писали отчеты, защищали дипломы, и почти все оставались на «базе» работать дальше. Это была очень живая, целенаправленная система.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте.