Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.
С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.
«Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все - от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», — сказал Глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Министр также отметил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
Сложные задачи, стоящие перед технологическим лидерством, требуют формирования уникальной образовательной среды, которая будет существовать в рамках классического многопрофильного университета с технологическим ядром.
«Трансформация высшего образования происходит по поручению Владимира Владимировича Путина. Главный принцип новой системы — целостность и достаточность подготовки специалистов для рынка труда, а также более тесная работа с работодателями. Вместо двух уровней (бакалавриата и магистратуры) вводится единый уровень «высшее образование», специализированные программы и аспирантура, как самостоятельный этап.
Нас ждет много работы и вызовов, связанных с построением новой системы, но я уверен, что мы справимся. Новая система сделает образование ребят более практичным, нацеленным на современные задачи и способствующим быстрой адаптации на рабочих местах. У нас очень высокая ответственность перед тысячами ребят, которые приезжают к нам именно за этим», — отметил ректор ДВФУ Борис Коробец.
ДВФУ уже активно отвечает на вызовы трансформации образовательной системы, внедряя высокие стандарты качества образования.
«В рамках нашей программы развития «Приоритет-2030» реализуется несколько проектов, которые, с одной стороны, следуют принципам ожидаемой реформы высшего образования, а с другой стороны, добавляют специфические особенности развития нашего университета. В частности, мы делаем акцент на развитие инженерного образования и формирование технологического ядра в каждой образовательной программе. Уже сейчас, в рамках проекта модели инженерного образования, на примере 19 программ, соответствующих стратегическим технологическим проектам, мы пытаемся реализовать подход, который будет отвечать принципам реформы высшего образования. Следующий ключевой этап — это применение принципов реформы, таких как практико-ориентированность, развитие партнерств и других на большем масштабе образовательных программ», — подчеркнула проректор по учебной работе ДВФУ Елена Гаффорова.
В рамках программы развития «Приоритет-2030» запустил проект «Новая модель инженерного образования» для перехода на новый стандарт проектирования и реализации образовательных программ. В данный момент команда проекта, методологи и руководители образовательных программ разрабатывают новую модель и подходы к проектированию современных практико-ориентированных образовательных продуктов. В проекте участвуют 19 образовательных программ, в том числе в области нефтегазового дела, химия и материаловедения, биотехнологии и биомедицины, информационным технологиям, фармации. Вуз сотрудничает с компаниями для проектирования образовательных программ под задачи технологического лидерства. В рамках такого взаимодействия проектируются новые рабочие места и роли выпускников, новые профессии для новых индустрий Дальнего Востока.
Кроме того, ДВФУ, как многопрофильный университет, для каждой образовательной программы проектирует АТР-трек, который позволит сформировать не только общекультурные компетенции коммуникации в международной среде, но и знание современной профессиональной специфики рынков и отраслей в странах АТР. Университет сейчас создает сеть совместных институтов и программ с целевыми странами региона, что позволит каждому студенту получить опыт работы в международной команде.
Также вуз обеспечивает плавный переход студента от ранней профилизации в школе до профессиональной подготовки высшей квалификации. Это реализуется через формирование портфеля образовательных программ, включая довузовскую подготовку и дополнительное профессиональное образование.