Устройства и технологии для повышения конструктивной и геоэкологической безопасности, энергоэффективности судов и сооружений на шельфе дальневосточных и арктических морей

Название разработки

Устройства и технологии для повышения конструктивной и геоэкологической безопасности, энергоэффективности судов и сооружений на шельфе дальневосточных и арктических морей.

Назначение

Автоматизированное проектирование судов (включая судовые турбомашины) и морских инженерных сооружений, анализ ледовых воздействий на морские объекты, экологические изыскания.

Описание, характеристики

В соответствии с энергетической стратегией РФ освоение месторождений на шельфе арктических и дальневосточных морей - одно из перспективных направлений развития сырьевой базы промышленности, требующее решения множества сложнейших задач. Это актуально при добыче и транспортировке углеводородов с учетом динамики окружающей среды и требований к безопасности и энергоэффективности, экологической безопасности.

Основные результаты НИОКР: созданы теоретические основы конструктивной безопасности сооружений на шельфе при ледовых воздействиях, методики и алгоритмы оптимизации конструкций и элементы автоматизированного проектирования судов и морских инженерных сооружений.

Разработаны методы, модели и алгоритмы оптимизации и автоматизированного проектирования перспективных типов судов и морских инженерных сооружений, которые могут стать основой инновационной продукции.

В частности, группа изобретений «Винт» решает проблемы снижения напряженности конструкций, повышения эффективности работы винта в более широком диапазоне скоростей его вращения, снижения износа конструкций и материалоёмкости.

Разработки в области судостроения «Носовая оконечность корпуса судна» позволяют повысить устойчивость корпуса судна при его взаимодействии с грунтовым основанием и решить проблему снижения волнового сопротивления. При этом обеспечивается снижение высоты носовой аппарели, а, следовательно, и высоты борта, что позволяет значительно увеличить живучесть судна.

Устраняя недостатки известных технических решений, изобретение «Аэросани-амфибия» позволяет повысить безопасность эксплуатации судна и его мореходность – повышена тяга винта, остойчивость судна, упрощена процедура выхода судна на лёд или берег и сход обратно.

В строительстве важно использовать качественные материалы. Разработки в этой области знаний оформлены в виде заявок на изобретения по определению критического коэффициента интенсивности напряжения бетона при нормальных условиях и после воздействия на него высоких температур.

Преимущества перед известными аналогами

- созданы новые методы, модели и алгоритмы оптимизации и автоматизированного проектирования перспективных типов судов и морских инженерных сооружений;

- методы оптимизации характеристик транспортных судов учитывают региональные гидрометеорологические особенности судоходных линий;

- обоснованы параметры формы корпусов судов с учетом скоростных и тяговых характеристик на эксплуатационных режимах;

- повышена надежность и безопасность сооружений на шельфе замерзающих морей на основе увеличения точности анализа ледовых нагрузок на сооружения;

- снижен износ деталей конструкций;

- повышена энергоэффективность судовых турбомашин (включая на газовой смазке);

- увеличена экологическая безопасность турбомашин с подшипниками на газовой смазке.

Область(и) применения

строительство; судостроение; эксплуатация шельфовых сооружений.

Правовая защита

- патент на изобретение «Винт» № 2585180 от 29.04.2016;

- патент на изобретение «Винт» № 2585209 от 29.04.2016;

- патент на изобретение «Носовая оконечность корпуса судна» № 2582750 от 06.04.2016;

- патент на изобретение «Носовая оконечность корпуса судна» № 2585206 от 29.04.2016;

- патент на изобретение «Аэросани – амфибия» патент 2585208 от 29.04.2016;

- патент на полезную модель «Винт» № 164851 от 31.08.2016;

- патент на изобретение «Самоподъемная буровая ледостойкая установка» № 2620816 от 30.05.2017;

- патент на изобретение «Способ определения критического коэффициента интенсивности напряжения бетона» № 2621618 от 06.06.2017;

- патент на изобретение «Способ определения критического коэффициента интенсивности напряжения бетона после воздействия на него высоких температур» № 2621623 от 06.06.2017;

- ПрЭВМ «Программа расчета геометрических характеристик поперечного сечения элементов судового набора»; свидетельство 2016616860 от 21.06.2016 г.

Стадия готовности к практическому использованию

Стадия НИОКР; разработана эскизная и программная документация.

Авторы

Ким Л.В., Антоненко С.В., Бугаев В.Г., Грибиниченко М.В., Фершалов Ю.А., Цуприк В.Г., Уварова Т.Э., Сабодаш О.А., Помников Е.Е., Лисицкая И.Г., Славгородская А.В., Китаев М.В., Мамонтов А.И., Новиков В.В.