Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Судовые энергетические установки
Статья: поступила: 13.11.2020; рецензия: 24.11.2020; принята: 25.01.2021; финансирование: Дальневосточный федеральный университет.
DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2021-1-5
УДК 621.436: 629.5

В.Н. Кучеров, Л.Б. Леонтьев, А.Л. Леонтьев

КУЧЕРОВ ВЛАДИМИР НИКАНОРОВИЧ – механик-дизелист 1 разряда, технический консультант, судоходная компания «Дельта»
(к.т.н., профессор, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского), nadezkin@msun.ru 
ЛЕОНТЬЕВ ЛЕВ БОРИСОВИЧ – д.т.н., профессор Политехнического института (автор, ответственный за переписку),
SPIN: 9456-5027, ResercherID: U-9351-2017, ORCID: 0000-0002-8072-306X, ScopusID: 6603944093, leontyev.l.b@yandex.ru
Дальневосточный федеральный университет
ЛЕОНТЬЕВ АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ – к.т.н., руководитель агентства газоснабжения и энергетики,
Правительство Приморского края, gfi25leontev@mail.ru
Владивосток, Россия

Влияние износа плунжерных пар топливных насосов высокого давления
на эксплуатационные показатели судовых дизелей

Аннотация: Представлен обзор авторских исследований повышения долговечности плунжерных пар топливных насосов высокого давления (ТНВД) судовых дизелей и влияния их износа на эксплуатационные показатели двигателей, выполненных с 1990 по 2020 г., Уточнены факторы, влияющие на ресурсные показатели плунжерных пар ТНВД судовых мало- и среднеоборотных двигателей. Определены методы и возможности оценки износных показателей топливной аппаратуры. Приведен сравнительный анализ ресурсных возможностей плунжерных пар, восстановленных различными методами, и новых пар, изготовленных ведущими дизелестроительными фирмами, а также анализ влияния износов плунжерных пар топливных насосов высокого давления на эксплуатационные показатели судовых дизелей.

Показано, что по мере изнашивания плунжерных пар ТНВД судовых средне- и малооборотных дизелей уменьшается цикловая подача топлива вследствие его протечек, при этом возрастает температура отходящих газов, что часто приводит к аварийным ситуациям. Для повышения эффективности эксплуатации и надежности дизелей нами разработана перспективная технология упрочнения, позволяющая увеличить износостойкость плунжерных пар ТНВД.

Впервые показано, что плунжерные пары ТНВД, восстановленные нанесением износостойких хромовых покрытий, успешно конкурируют с серийными (плунжерами без покрытия), а в случае нанесения композиционных покрытий (хром-металлокерамика) – обеспечивают значительно большую износостойкость. Динамическая гидроплотность пар и соответственно цикловая подача топлива плунжерных пар с износостойким покрытием плунжера остается практически неизменной в течение более длительного времени (период стабильной динамической гидроплотности в среднем в 2–3 раза дольше, чем для пар без покрытия).

Ключевые слова: дизель, плунжерная пара, износ, отказ, цикловая подача топлива, температура отходящих газов, хром-металлокерамическое покрытие


Скачать статью в формате PDF