Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ. Судовые энергетические установки

DOI.org/10.5281/zenodo.1286020
УДК 629.5.035

В.Н. Кучеров, А.Н. Соболенко

КУЧЕРОВ ВЛАДИМИР НИКАНОРОВИЧ – к.т.н., профессор кафедры, 
механик-дизелист 1 разряда, технический консультант судоходной компании «Дельта», 
e-mail: Nadezkin@msun.ru
СОБОЛЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ – д.т.н., профессор кафедры, 
e-mail: sobolenko_a@mail.ru 
Кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания 
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского 
Верхнепортовая ул., 50а, Владивосток, 690003

Анализ развития аварийной ситуации  с главным дизелем 8NVD48A2-U
на траулере «Советское»

Аннотация: На примере реального процесса дан анализ возникновения аварийной ситуации в судовой энергетической установке траулера «Советское» и правильности выполненных мероприятий по исключению возникновения аварии. Исследование проводилось на основе анализа реальных данных из эксплуатации. При прокрутке и проверке на рабочих режимах механизмов перед выходом в море из порта у главного дизеля (ГД) 8NVD48A2-U резко снизилось давление масла до критического, а также возникла сильная вибрация по валолинии. Двигатель не развивал соответствующих оборотов. Были выполнены действия по выявлению и устранению типичных неисправностей, которые могли создать данные явления в обычных эксплуатационных условиях. Однако эти действия к положительным результатам не привели. Учитывая сочетание трёх признаков аварийной ситуации (вибрация, падение давления масла и невозможность нормального нагружения дизеля), было принято правильное решение – прекратить дальнейшую работу главного дизеля и выполнить переборку деталей движения, главного дизеля и валолинии. Результаты водолазного осмотра показали, что причиной возникновения и развития аварийной ситуации явилась намотка каната на концевую часть гребного вала и затягивание его под защитный кожух винта и под кормовую часть дейдвудной трубы. После демонтажа рамовых подшипников на шейках были обнаружены натяг и налипание антифрикционного материала подшипников, что указывает на перегрев коленчатого вала, возможную его деформацию и «бой». В результате выполненного анализа установлено, что возросший крутящий момент и чрезмерные нагрузки на шейки коленчатого вала из-за намотки троса вызвал разрушение антифрикционных слоёв и недопустимое увеличение зазоров в подшипниках, что привело к падению давления масла, росту ударных и динамических нагрузок и вибрации в системе валопровода и двигателя. В данном случае благодаря правильным и своевременным действиям была предотвращена серьезная авария, т.е. «человеческий фактор» сработал в правильном направлении. 
Ключевые слова: аварийная ситуация, судовой дизель, вибрация валолинии, падение давления масла, человеческий фактор.

Kucherov V., Sobolenko A

VLADIMIR KUCHEROV, Candidat  of Engineering Sciences, Professor, Engineer 
of 1st Category, Technical Consultant of Delta Ship Company, 
e-mail: Nadezkin@msun.ru  
ANATOLY SOBOLENKO, Doctor of Engineering Sciences, Professor, 
e-mail: sobolenko_a@mail.ru
Department of Ship Internal Combustion Engines, 
Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy
50a Verkhneportovaya St., Vladivostok, Russia, 690003

The analysis of the emergency situation with the main diesel 8NAV48A2-U
on the trawler Sovetskoe 

Abstract: The article deals with the emergency situation in the ship power plant of the trawler Sovetskoe and the measures taken to block it out and prevent a crash. The purpose of the study is to analyse the real operational data. While scrolling and checking mechanisms on operation modes before leaving the port, the oil pressure drastically lowered to a critical level in the main diesel engine (ME) 8NVD48A2-U which resulted in vibration along the shaft alley. The main engine could not develop the appropriate speed. Standard operation was performed to diagnose and correct the malfunction which might occur in ordinary operating conditions. However, it failed to yield any positive results. Taking into account the combination of three indicators of an emergency situation: vibration, drop in oil pressure, and the impossibility of normal loading of diesel, the right decision was taken to stop further operation of the main engine and to examine the main engine and the shaft alley. The diving inspection revealed that the cause of the emergency situation was the rope having been wound around the end of the propeller shaft and dragged under the protective cover of the propeller as well as under the aft part of the stern tube. Main bearings having been disassembled, the interference and sticking of the bearing antifriction material were detected on the bearing journals which points to the overheating of the crankshaft with its eventual deformation and breakage. As a result of the analysis, it was established that the increased torque and the excessive loading on the crankshaft journals caused by the rope wound on them had resulted in the destruction of antifriction layers and the unacceptable increase in the bearing clearances which had entailed the drop in oil pressure, the increase of impact and dynamic forces, and the vibration in the shaft alley and engine. In this case, through the appropriate and timely actions, a serious accident was prevented. It means that the “human factor” has worked out correctly. 
Key words: emergency situation, ship diesel, vibration of the shaft alley, oil pressure drop, human factor.