Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Проектирование и конструкции судов

Статья поступила: 12.11.2023; рецензирование: 02.12.2023.

Научная статья

УДК 629.128

DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-4/24-38

В.Г. Бугаев, Дам Ван Тунг, М.В. Китаев, В.В. Новиков

БУГАЕВ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ – д.т.н., профессор, профессор департамента, bugaev.vg@dvfu.ru

КИТАЕВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ – к.т.н., доцент департамента, kitaev.mv@dvfu.ru

НОВИКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ – к.т.н., доцент департамента, leka230243@gmail.com

Департамент морской техники и транспорта Политехнического института

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток, Россия

ДАМ ВАН ТУНГ – к.т.н.,преподаватель, damvantung@mail.ru

Факультет морской инженерии, Департамент промышленного инженерного менеджмента

Вьетнамский морской университет

Хайфон, Вьетнам

К оптимизации формы и конструкций корпуса судна с системных позиций

Аннотация. Изложен достаточно простой и эффективный способ оптимизации формы и конструкций корпуса судна с системных позиций с учетом ходкости, продольной прочности и кручения. Сформулированы три взаимоувязанные задачи: 1) оптимизация формы корпуса с целью обеспечения ходкости по критерию минимума сопротивления воды движению судна и требований к прочности и технологичности конструкций; 2) расположение помещений, размещение грузов и запасов для обеспечения заданной посадки и остойчивости, моделирования изгибающих моментов и перерезывающих сил на тихой воде и на волнении, определения напряженно-деформированного состояния конструкций (на основе эквивалентного бруса); 3) оптимизация конструкций корпуса судна по критериям минимума массы и (или) себестоимости их изготовления. Приведены результаты оптимизации формы корпуса и элементов эквивалентного бруса судна, которые позволяют выявить наилучшие проектные и конструктивные решения и оценить экономический эффект. Особое внимание уделено удифферентовке судна, определению напряжений и перемещений в связях корпуса на тихой воде, на вершине и подошве волны (при прогибе и перегибе судна), на косой волне (при кручении).

Ключевые слова: оптимизация, компьютерное моделирование, общая прочность, материалоемкость


Скачать статью в формате PDF


Для цитирования: Бугаев В.Г., Дам Ван Тунг, Китаев М.В., Новиков В.В. К оптимизации формы и конструкций корпуса судна с системных позиций // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. № 4(57). С. 24–38.