В прошедший вторник, 29 января, прошла встреча представителей Дальневосточного федерального университета с работником Прокуратуры Приморского края Корсаковым Дмитрием Игоревичем. Темой разговора стали актуальные вопросы в сфере противодействия экстремистской деятельности в высших учебных заведениях.
Во время встречи Дмитрий Игоревич подчеркнул, что были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые заключаются в усовершенствовании законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Немаловажным в обсуждении стал вопрос, связанный с мерами профилактики экстремистской деятельности. Молодым людям Дмитрий Игоревич дал совет интересоваться вопросами толерантности и религии.
Для высших учебных заведений была дана рекомендация отслеживать информацию, к которой студенты могут иметь потенциальный доступ, организовывать различные мероприятия, направленные на сближение людей разных национальностей и разной религии.
Подробная информация о встрече представлена в стенограмме интервью.
Фибих А.Э.: Что такое экстремизм? Чем он опасен для общества?Корсаков Д.И.: Определение понятия «Экстремизм» дано в Федеральном законе от 25.07.2002 № 104-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Если говорить о понятии «Экстремизм» более простым языком, то можно разделить его на два основных аспекта: это противозаконные действия, направленные на подрыв основ конституционного строя нашего государства, то есть, это в первую очередь связано с нарушением избирательных прав, нарушением целостности государства, обвинение в совершении преступлений экстремистской направленности представителей органов власти. Второй аспект связан с ущемлением социальных, расовых, национальных, религиозных прав граждан по каким-либо признакам. Кроме того, к экстремизму можно отнести также правонарушения, связанные с пособничеством в совершении вышеуказанных противоправных деяний, к примеру, если представляется какая-либо информация, финансы, ресурсы для изготовления и распространения экстремистских материалов. Также к экстремизму относятся все преступления, совершаемые по мотивам расовой, религиозной ненависти и вражды.
Фибих А.Э.: То есть, рассматривая экстремизм в социальном поле, мы его прежде всего понимаем как некое социальное деструктивное явление?Корсаков Д.И.: Да, конечно
Фибих А.Э.: Как отличить информацию, размещенную в, от той информации, размещение которой может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, и от той информации, которая является преступлением?Прежде всего, для определения характера информации с точки зрения экстремистской необходимо исходить из понятия экстремизма.
Фибих А.Э.: Раз уж мы коснулись вопроса об изменении законодательства в сфере противодействия экстремизму, то скажите, в течение какого срока лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по соответствующей статье, если ранее оно было привлечено по статье 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?Корсаков Д.И.: По общим правилам предусмотрено, что лицо считается привлеченным к административной ответственности в течение года, после исполнения административного наказания. Соответственно, после уплаты штрафа либо исполнения иного вида наказания, предусмотренного статьей 20.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо будет считаться привлеченным в течение указанного срока.
Фибих А.Э.: Почему молодежь наиболее подвержена проявлениям экстремизма?Корсаков Д.И.: Помимо физиологических особенностей, выделяемых психологами, молодежь очень сильно подвержена влиянию со стороны социального окружения. В подростковом возрасте происходит формирование личности. Очень сильное влияние оказывает окружение личности ввиду отсутствия жизненного опыта. Также, будучи подростком личность подвержена проявлениям «юношеского максимализма», остротой суждений и может воспринимать социальную несправедливость наиболее остро. Осознавая это, молодому человеку легко внушить то, что виновата определенная группа людей или какой-то институт государства, и что в этом случае необходимо изменить ситуацию крайне радикальным путем. Этой особенностью пользуются недобропорядочные граждане, в связи с этим создаются подростковые группы, среди которых пропагандируются такие радикальные суждения, прививаются радикальные мысли. Также граждане подталкиваются на совершение правонарушений.
Фибих А.Э.: Есть ли особенности проявления экстремизма в образовательных организациях, в том числе в высших учебных заведениях?Корсаков Д.И.: Все подростки так или иначе одинаково подвержены проявлениям экстремизма. Здесь скорее есть зависимость от социального окружения
Фибих А.Э.: Как определить признаки вовлеченности студента в экстремистскую деятельность?Корсаков: Хороший вопрос. В 2016 году межведомственной рабочей группой по противодействию экстремистской деятельности и терроризму, созданной при прокуратуре Приморского края было проведено совещание, по итогам которого разработаны методические рекомендации в формате памятки для родителей и преподавателей. Методические рекомендации были посвящены признакам вовлеченности лица в экстремистскую деятельность. Тезисно представлены следующие признаки: изменение поведения лица (раздражительность, резкие и радикальные высказывания в обсуждении на политические или этнические темы), изменение внешнего вида (в одежде начинают преобладать экстремистские атрибуты, в том числе солярные символы, которые до степени смешения схожи с нацистскими символами), посвящение большого количества времени изучению источников, которые по своей характеристике относятся к экстремистским либо террористическим, в том числе изучение технического состава взрывных устройств, оккультной литературы, религиозных источников, не распространенных среди населения и радикальных по содержанию. Это все может указывать на увлечении деструктивными идеями. В этом случае стоит принять меры, чтобы не допустить противоправных действий.
Фибих А.Э.: Какие индивидуальные профилактические меры следует применять в борьбе с экстремизмом?Корсаков Д.И.: Наиболее общими мерами для субъектов противодействия экстремизму, в том числе для родителей является, к примеру, «Детский интернет», ограждающий ребенка не только от «экстремистских сайтов», но и от иной деструктивной информации, которая распространяется в сети Интернет. Также необходимо обсуждать с ребенком темы, касающиеся толерантности, религии, национальности, приводить примеры из истории, когда люди совместно добивались каких-либо поставленных целей (здесь возможно упомянуть положительный опыт Советского Союза). Надо отметить, что если молодой человек увлечен здоровым образом жизни, наукой или иными сферами жизни, то у него не остается времени на увлечение радикальной идеологией
Фибих А.Э.: Какие меры необходимо предпринять высшему учебному заведению для противодействия экстремистской деятельности?Корсаков Д.И.: Как показывает практика прокурорского надзора, большинство нарушений совершается с использованием сети Интернет. Поэтому необходимо установление контентной фильтрации, регламентирование порядка работы с предоставляемым Интернетом. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за бездействие лицом предоставляющим Интернет при принятии определенных мер, предусмотренным законодательством РФ, ограничивающих доступ к негативным информационным материалам. Затем, планирование и проведение различных семинаров. При этом, не надо ограничивать обсуждение политических, этнических и религиозных тем, в том числе при проведении занятий по специальностям, напрямую предусматривающим это (например, религиоведы или политологи). Необходимо дать понять, что любое политическое действие должно совершаться легитимно и легально, не должно нарушаться законодательство, действовать следует в рамках правового поля, которое нам предоставлено, и которое можно изменить легитимным путём. Возможно проводить тематические мероприятия такие как: Дни дружбы народов, конкурсы, а также иные мероприятия, которые позитивно демонстрируют культуру другого народа
Фибих А.Э.: Каким образом осуществляется взаимодействие Прокуратуры Приморского края с учебными заведениями в части противодействия экстремизму?Корсаков Д.И.: Здесь можно выделить два направления. Во-первых, это взаимодействие с представителями вузов и ссузов в формате круглых столов, семинаров, что практикуется не только на уровне прокуратуры края, но и на уровне горрайпрокуроров. Во-вторых, взаимодействие осуществляется в рамках проверки прокуратурой реализации образовательными учреждениями предоставленных полномочий и установленных обязанностей, в том числе, утверждение планов мероприятий, контентная фильтрация.
Фибих А.Э.: Куда следует обращаться студенту в том случае, если он стал свидетелем осуществления экстремистской деятельности?Корсаков Д.И.: Все зависит от того, свидетелем какого-либо деяния стал студент. Если какая-либо группа людей избила лицо, являющегося представителем социальной группы, то здесь идет речь о совершенном преступлении, и рекомендовано обращаться в органы полиции. В случае, если была установлена в сети Интернет информация экстремистского толка, то принять меры по его блокировке и ограничению можно самостоятельно на сайте Роскомнадзора: "Сообщения" - "Материалы" - "Выбрать соответствующий раздел" либо обратиться в органы полиции или прокуратуры.