Участники активности с непростым названием “Регенерация висцеральных систем в норме, при малигнизации и контаминации патогенов социально-значимых инфекций” написали и опубликовали 18 научных статей под руководством наставницы нашей программы доктора медицинских наук Галины Витальевны Ревы. Из них уже 8 работ заняли победные места в научных конференциях, и это число ещё может вырасти. Ссылки на сами статьи вы сможете найти в конце интервью.
Чтобы рассказать вам об их опыте, участница нашей программы Леся Краева взяла интервью у участников.
Запись на активность всё ещё открыта на Витрине образовательных активностей. Даже если не успеете в этом учебном году подготовить статью к публикации, но хотите заниматься исследованиями, попробуйте подать заявку, чтобы познакомиться с руководителем и определиться с планами на следующий курс. Витрину можно найти по ссылке: projects.dvfu.ru
- Как вы нашли научного руководителя?
Инга: темы работ нам предложили на одной из лекций, проводимых Галиной Витальевной. После она пообщалась с нами и объединила в команду.
Егор: научный руководитель сама нас завлекла в работу, заинтересовала своими лекциями, и мы втянулись в научный процесс.
- О чем была ваша научная публикация?
Алексей: неинвазивные методики омоложения кожи. Мы в основном работали с текстами, которые кидала научный руководитель, так как по теме довольно мало сторонних ресурсов, и процентов на 60 опирались на ее прошлые исследования.
- Как вы готовились помимо того, что кидала руководитель?
Никита: изучали иностранные статьи.
Егор: еще изучали прочие работы тех же авторов, скинутых руководителем
- Можно написать подобную работу без научного руководителя?
Алексей: с имеющимся опытом возможно, но если нужен доступ в лабораторию для исследования, то нет. Еще при публикации может требоваться научный руководитель
Инга: технически можно, но по содержанию может быть не так качественно, даже при наличии опыта
- Ваши публикации могут повлиять на дальнейшее развитие отрасли?
Никита: любая научная работа будет влиять, как минимум, на наше развитие.
Инга: может, в крупном масштабе значительно не изменит нашу научную область, но может стать опорой для чьих-то дальнейших исследований
- С какими сложностями столкнулись в процессе работы?
Алексей: наверное, из сложностей было только оформление итоговой работы со всеми отступами, абзацами и т.д.
- Как вам помогут полученные исследовательские знания в дальнейшем?
Инга: может помочь не только нам в виде достижений для аспирантуры и опыта, но и людям как-то связанным с нашей тематикой, но не в научной сфере. Например, косметологу работающему с омолаживающими процедурами после нашей статьи узнает, что в смеси гиалуроновой кислоты и аскорбиновой витамин С больше влияет на процесс омоложения. И дальше это поможет точнее подбирать смесь под каждый тип кожи.
Алексей: еще научный руководитель как преподаватель может добавить баллы в рейтинг за работу.
- Можете рассказать, как проходила ваша работа?
Егор: делили обязанности по написанию: кто-то брал только вступление с формулировкой проблемы, кто-то формулировал основную часть, кто-то переводит и редактирует, кто-то компонует получившееся и проверяет. Потом все перепроверяют, согласовывают части работы и дают на проверку научному руководителю.
- Можете дать рекомендацию студентам, кто хочет только начать научный путь?
Инга: самое главное – иметь интерес и не думать, что не сможешь, что нет образования, опыта и т.д. Надо идти и стараться делать все, что можешь, пробовать себя.
Никита: если есть возможность – сразу пользоваться.
Егор: мне на первом курсе предлагали заняться научными работами, но я не решился. Теперь понимаю, что на год раньше мог начать заниматься тем, что мне интересно.
Инга: до этой работы мы даже не интересовались особо можно ли делать какие-то научные работы, но наш научный руководитель убедила и замотивировала попробовать. Нас поразили ее лекции, насколько все было интересно, а позже начали понимать, о чем нам говорят, и предлагали поработать над какими-то статьями, исследованиями. Через пару недель мы уже начали работать в команде.
- Какой цели вы придерживались?
Инга: я хотела доказать себе, что могу что-то в этой жизни.
Егор: было просто интересно осилю я или нет.
Никита: чтобы был какой-то опыт, и раз возможность появилась – почему бы не воспользоваться.
Алексей: быстрее начнешь – быстрее вольешься.
- Какие преимущества может дать научная деятельность студенту?
Алексей: поездки на конференции в разные города.
Егор: или за границу, где можешь быть замечен другими специалистами или присмотреть что-то для себя для дальнейшей учебы.
Никита: в любом случае получаешь внимание и опыт общения в научной среде, которые могут помочь зарекомендовать себя.
“Вначале всегда будет страшно писать, публиковать, но этот выход из зоны комфорта потом очень хорошо окупится.”
- Как ты искала своего научного руководителя?
- В интернете. Когда искала тему/область для своих работ и думала, с чего начать, перечитывала научные публикации ДВФУ и везде в авторстве видела Рева Г. В. На тот момент она не преподавала у нас и вообще студентов к себе не брала, но я бегала за ней весь первый курс и уговорила поработать со мной.
- А где точно смотрела работы научрука?
- На двфушных сайтах очень много можно найти.
Очень помогло, что я сразу начала работать, пока все просто сидели дома и не знали чем заняться. У многих есть представление о научных работах как чем-то страшном и скучном, но на самом деле они очень легко создаются, и даже без научрука можно проделать очень хорошую работу. Не знаю, почему большинство все равно ничего не делает, даже если им разжевать всю информацию и пригласить поработать вместе. Для многих очень тяжело сделать именно первый шаг, но он является самым важным, потому что потом попадаешь в поток работы и это реально затягивает.
- Можно написать работу без научного руководителя?
- Конечно. Выбираешь тему, читаешь про нее вообще все что может быть.
Научные работы это не так страшно, как звучит.
Еще многих может отпугнуть, что нужно вкладываться в науку, как по времени, так и материально, т.к. публикации на научных порталах платные. Можно взять в соавторство кого-то и поделить стоимость публикации, но в то же время за полное соавторство можно получить больше баллов для стипендии. Чаще научная стипендия дает гораздо больше, чем ты тратишь на публикацию.
Касательно времени – первое время придется попотеть, потому что ты не привык к объему информации и не знаешь многих основ, зато потом работать становится намного проще.
- Как ты обычно готовишься к написанию работ?
- Открываю все возможные ссылки по теме, по немного другой теме, еще по другой, вправо, влево, вверх, вниз и формирую максимально полное представление о том, что я делаю. И когда это все изучишь можешь с нуля написать свою 100% оригинальную работу.
Для первых публикаций научный руководитель давала тему, литературу и пример работы, но поскольку я ничего не понимала, кроме предлогов в текстах, я расписывала каждый термин и это привело к крутым последствиям. Когда знаешь основы, в остальном гораздо быстрее разбираешься.
- Литература научного руководителя лучше, чем та, которую можешь найти самостоятельно?
- Чаще это одно и то же, т.к. все в открытом доступе. Иногда можно найти что-то полегче, потому что научный руководитель скинет то, к чему лучше стремиться, но на начальном этапе лучше искать дополнительно самостоятельно и вникать.
- Твои публикации могут повлиять на развитие отрасли?
- Конечно! Это же то, ради чего это вообще все делается.
Особенно если ты делаешь такой вывод по своему исследованию/работе, который еще никто не делал. Это твой вывод, на который будут опираться в последующих исследованиях. Этим можно гордиться.
Можно помочь кому-то другому и попасть в соавторство, но тут главное это энтузиазм людей с которыми будешь работать. Если человек не горит идеей, интерес работы с ним сразу пропадает.
- На чем ты сейчас специализируешься?
- Последние работы были связаны с ковидом.
- Можешь дать рекомендацию студентам, которые хотят начать научный путь?
- Во-первых, нужно выбрать темы или отрасли, которые действительно будут интересны.
Во-вторых, искать всю возможную информацию, научные работы, любые исследования по этой теме. Обычно можно по одному названию понять нравится тебе данная тема или нет.
В-третьих, узнать у преподавателя или на кафедре, кто занимается интересующей тебя темой и набирает научные группы. Пока не спросишь – не узнаешь.
Можно попробовать найти научного руководителя не только в рамках нашего вуза, но и связаться с автором понравившихся тебе статей.
Или посоветоваться с преподавателем, который может посоветовать научного руководителя с другой специальности. Вариантов много – главное не бояться интересоваться и иногда даже навязываться.
- Чем ты занималась в последней командной исследовательской работе?
- Чаще мы делегируем задачи по изучению литературы и по проведению самого исследования и в процессе согласуем то, что находим и потом уже кидаем научруку на проверку. Я больше по литературе специализируюсь.
- Как лучше работать: самостоятельно или с руководством?
- С научруком уровень работ намного выше в силу его опыта. Он помогает с материальным обеспечением исследований (поиск конкретных материалов/образцов для исследований, аппаратуры, места проведения и т.д.). Самостоятельно труднее продвигаться.
- Как тебе помогут полученные исследовательские знания в дальнейшем?
- Зависит от того, какую сферу я выберу в ординатуре. Я стараюсь изучать разные сферы и делать работы по ним, чтобы в будущем понять, на чем могу специализироваться с полной уверенностью. Ну и для поступления портфолио сыграет большую роль.
- Какой цели ты придерживалась в начале научной деятельности?
- Главной задачей для меня было получение хорошей стипендии, но со временем я втянулась настолько, что мне стало действительно комфортно изучать все что мне интересно и неплохо осознавать то, что мои работы вносят вклад в дальнейшие исследования тоже.
Начать, узнать, попробовать что-то новое всегда страшно, но перешагнув этот страх, можно открыть огромные возможности для развития, и студенческое время самое подходящее для этого.