История ИШ ДВФУ

  История    ВВП-ДВПИ-ДВГТ-ИШ ДВФУ

Инженерное образование во Владивостоке ведет свое начало с создания высшего политехникума.

 1 ноября 1918 г. при участии инициативных групп Союза инженеров, Русского технического общества, Общества изучения Амурского края и профессуры Восточного института был  открыт Владивостокский высший политехникум с четырьмя отделениями: горным, строительным, механическим и экономическим, перешедшим из Восточного института. В первый годы его существования  в нем обучалось 406 студентов.

В 1919 г. политехникум переименовали во Владивостокский политехнический институт, отделения - в факультеты.

В ноябре 1919 г. горное отделение стало горным факультетом с рудничным и металлургическим отделениями. В 1920 году была организована кафедра месторождений полезных ископаемых и разведочного дела. В том же году на механическом факультете открылась кафедра теоретической и общей электротехники.

17 апреля 1920 года постановлением № 220 Временного правительства Приморской областной земской управы на базе Восточного института был учреждён Государственный Дальневосточный университет (ГДУ), в состав которого вошли некоторые частные учебные заведения. Реорганизация вузов Владивостока произошла в начале 1923 года, Политехнический институт вошёл в ГДУ как технический факультет.

Его научно-педагогическая деятельность в 20-х годах была тесно связана с нуждами развивающейся экономики Дальнего Востока. В 1928 – 29 годах инженерно-строительное отделение стало самостоятельным факультетом с четырьмя отделениями: железнодорожным, коммунальным, автодорожным, гидротехническим.

20 февраля 1930 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление о создании девяти новых вузов. В соответствии с решениями правительства летом-осенью 1930 г. Государственный Дальневосточный университет был расформирован, а на базе его факультетов созданы самостоятельные вузы.

С осени 1930 года технический факультет начал свою работу как Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ). В 30-годы страной был взят курс на индустриализацию. Открылись новые кафедры архитектуры, сварочного производства, кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания

В 1935 г. ДВПИ было присвоено имя В.В. Куйбышева.


В 1970 г. за заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и развитие научных исследований ДВПИ им. В.В. Куйбышева был награжден орденом Трудового Красного знамени.


В 1992 году ДВПИ получил статус университета и стал Дальневосточным государственным техническим университетом (ДВПИ им. В.В. Куйбышева).


В 2010 году по решению Ученого Совета, ДВГТУ вошел в состав  Дальневосточного федерального университета и был преобразован в Инженерную школу ДВФУ. (ИШ ДВФУ).


Инженерная школа передала в наследие ДВФУ более 40 городских зданий, 10 из которых являются памятниками истории и архитектуры. Главный корпус Инженерной школы ДВФУ, который сторожат Китайские львы – символ могущества и успеха, Пушкинский театр, памятник Кириллу и Мефодию являются излюбленными местами отдыха горожан, визитными карточками города. 

Инженерная школа готовит квалифицированные кадры, отвечающие мировому уровню технологического развития для промышленности Дальнего Востока и взаимодействия с инновационной экономикой стран АТР.


Цель Инженерной школы – создание научно-технологического образовательного центра мирового уровня для проведения фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, создания современной образовательной среды и научно-производственной базы, обеспечивающих подготовку элиты инженерно-технических кадров для Востока России и стран АТР.

В составе Инженерной школы 25 кафедр, объединенные в четыре кластера: Кластер архитектуры и строительства; Кластер нефтегазового, горного дела и техносферной безопасности; Кластер машиностроения, морской техники и транспорта; Кластер энергетики, электроники и средств связи.

В Инженерной школе обучается свыше  6500 студентов.

Профессорско-преподавательский состав  Инженерной школы ДВФУ состоит из более чем 570 преподавателей, из которых:

·         Более 100 профессоров и докторов наук;

·         более 250 кандидатов наук и доцентов.

·         свыше 110 лауреатов различных премий, заслуженных деятелей и заслуженных работников России.

·         более 50 действительных членов российских общественных академий наук;

Инженерная школа - член международного общества по инженерной педагогике(IGIP), девяти международных обществ и ассоциаций, имеет международные связи с 54 вузами и научными центрами из 19 стран Европы, Азии и Америки. Член сетевого Университета Арктики с 2015 года - международной сети, объединяющей более 180 учебных заведений и организаций, работающих в сфере высшего образования и науки на Севере.

В активе ИШ ДВФУ известные в стране и за рубежом научные школы: сварка в судостроении; разведка и разработка месторождений полезных ископаемых; приборы и аппараты для исследования мирового океана и освоения месторождений шельфа; теплоэнергетика и др.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность ИШ ДВФУ сосредоточена на трех базовых направлениях, соответствующих современным глобальным тенденциям технологического развития:

1. Технологии освоения ресурсов арктических морей («Арктика»);

2. Технологии энергетики, энерго- и ресурсосбережения («Энергетика»);

3. Технологии для устойчивого и безопасного развития региона («Устойчивое развитие»).

Приоритетные проекты: проектирование морской техники и подводных робототехнических систем, технологии нефтегазовой отрасли и мониторинг окружающей среды, электроэнергетика и управление электрическими сетями, локальная энергетика и возобновляемые источники энергии, металлообработка и аддитивные технологии, материаловедение и технологии наноматериалов; механические испытания и технологии сварки; мониторинг и предотвращение природных и техногенных катастроф; экспертиза оборудования и товаров на соответствие требованиям технических регламентов, инновационная архитектура и урбанистика.

Историческая справка

Истоки, история и этапы развития инженерно-экономического образования на Дальнем Востоке  (Е.А. Гнездилов)