Занятие 2

Цель: повторение 1) изменений существительных и прилагательных по падежам; 2) основных падежных значений; 3) употребления предложно-падежных форм имён в контексте высказывания.

1. Прочитайте.  

родительный падеж - (2)

·      Чей? Чьё? Чья? Чьи?           - Это книга моего старшего брата.

·      Какой? Какая? Какое?

Какие? /Чего?/                             - Она пришла на встречу в модной куртке красного цвета. Студенты экономического университета прибыли на практику. Они встретились в декабре тысяча девятьсот восемьдесят пятого года. Купи мне, пожалуйста, бутылку минеральной воды. Мы изучаем произведения русских классиков. Шум дождя мешал нам спать.       

·      Какой? (=из чего?)                    - Муж подарил жене кольцо из белого золота.

·      Нет, не было, не будет             - Вчера не было дождя. У меня нет красной ручки.                                                

Директора завтра не будет.

·      Откуда?                                       - Они приехали из Северной Америки. Она только вчера

прилетела с Камчатки. Я вернулась с работы поздно.

·      Откуда? (=от кого?)                  - Я получил письма от друга и от родителей.

·      Где?                                              - Квартира брата находится справа от лестницы.

Около его дома построили магазин. Напротив магазина - аптека. Недалеко от школы построили стадион. Вокруг дома росли цветы. Большой обеденный стол стоял посредине комнаты.

·      Где (= у кого)?                            - Каникулы он провёл в гостях у близкого друга.

·      Для кого / чего?                         - Он купил журнал для младшей сестры. Она купила

фрукты для салата.

·      Без кого /чего?                            - Мне скучно без моих друзей. Я пришёл на урок

без словаря.

·      Сколько?                                     - Сколько у вас друзей? У меня много друзей.

У Антона два друга. Надо принести на урок пять

тетрадей.

·      Когда? (Какого числа?)          - Максим прилетает пятого декабря.

·      Когда?                                         - Он занимается теннисом с двух до трёх. Во время

(до, после, с…до…, около,           урока слушайте внимательно, не разговаривайте. После

во время)                                        обеда вам надо отдыхать. С утра до вечера студенты

                                                           готовятся к экзамену.

дательный падеж - (3)

·      Кому?                                           - Сестра купила подарок маленькому брату.

·      Куда? (=к кому?/к чему?)        - Я еду на консультацию к известному профессору.

Машина подъехала к дому.

·      Когда? (=к какому времени?)             - Подготовьте документы к первому марта.

·      Как часто? (по)                          - Мы ходим в бассейн по выходным дням.

винительный падеж - (4)

·      Кого? Что?                                  - Я встретил своего товарища. Утром я всегда читаю

свежие газеты.

·      Куда?                                           - Я иду в кабинет директора.

·      Как часто?                                  - Каждую неделю она ходит к врачу.

·      Как долго?                                  - Весь день идёт дождь. Мы не встречались целый год!

·      Когда? (час, день недели)        - Мы договорились встретиться в два часа. В субботу

они идут в Большой театр.

·      Когда? (через)                            - Мы будем писать тест через неделю.

творительный падеж - (5)

·      Чем? Кем?                                  - Она любит писать зелёной ручкой. Родители гордятся

сыном.

·      С кем? С чем?                            - Мы много разговаривали с нашим преподавателем.

Я люблю бутерброды с колбасой.

·      Где?                                              - Аптека находится между магазином и рынком. Ковёр

висит над диваном. Кот любил спать под столом. Рядом с университетом построили супермаркет. Машина остановилась перед подъездом. Детская площадка находится за домом.

·      Когда? (перед, за)                      - Перед уроком надо зайти в библиотеку. Мы решили

поговорить об этом за обедом.

предложный падеж - (6)

·      Где?                                              - Я живу в маленькой квартире. Она работает на

трикотажной фабрике.

·      О ком? О чём?                            - Мы много читали о Пушкине и о его стихах.

·      Когда? (=на какой неделе,       - На этой неделе снега не будет. В прошлом году мы

в каком году, в каком веке)    ездили отдыхать в Крым. В XXI веке нас ожидают

                                                      большие перемены.

·      Когда? (при, в)                          - В детстве я часто ходил на рыбалку с отцом. Я

                                                       пообещал отдать журнал при встрече.

2. Ответьте на вопросы, используя слова молодой преподаватель и активная студентка.

1. Кто вошёл в аудиторию? 2.Чья это книга? 3. Кому студенты отдали свои работы? 4. Кого студенты выбрали председателем собрания? 5. С кем студенты работают в лаборатории? 6. О ком была статья в газете?

3. Придумайте по 6 предложений со словами его сыновья, яркое солнце во всех падежных формах.

4. Поставьте слова в нужном падеже.

1. На концерте выступал ...(академический хор). Выступление ... всем понравилось.

2. Во дворе играли ...(наши дети). Мы наблюдали за игрой ... .

3. (Учительница) ... объясняла правило грамматики. Объяснение ... было всем понятно.

4. Его интересуют вопросы (международное право) ...

5. В этом году в моей жизни было много (важные события) ...

6. В экскурсии участвовало большинство (студенты нашей группы) ...

7. К сожалению, у меня нет (новый номер журнала) ...

8. Это подарок для (моя родная сестра) ...

9. Она смотрела фильм без (всякий интерес) ...

10. Этот магазин работает с (10:00) … до (18:00) …

5. Закончите предложения, используя Слова для справок и нужные предлоги.

1. Он медленно достал письмо ...

2. Я приду ... поздно, не ждите меня.

3. Мама привела сына ... только в шесть часов вечера.

4. Они приехали в Москву учиться ...

5. Ты принесла мне книгу ... ?

6. Они приехали ... загоревшие и отдохнувшие.

Слова для справок: сибирский город, детский сад, небольшой голубой конверт, это собрание, институтская библиотека, южный остров.

6. Вставьте в предложения слова из правой колонки в нужной форме

1. Отец подарил ... велосипед.                                          Маленький сын

2. Врач запретил ... курить.                                                           Мой отец

3. Шум мешает ... заниматься.                                           Серьёзная студентка

4. Я обещал принести ... книгу.                                        Ваши дети

5. Я написал письмо ...                                                      Близкая подруга

6. Учитель посоветовал … больше читать.                    Мои сыновья       

7. Преподаватель объяснил правило… .                           Новый ученик

8. Вы должны позвонить … .                                              Ваша бабушка

9. … надо сдавать экзамены в июне.                                 Все иностранные студенты

10. Я всегда помогаю … .                                                    Мои родители

7. Придумайте предложения с данными глаголами, используйте существительные в форме дательного падежа.

Показывать _____________________       посоветовать ________________________

дать ___________________________        задать вопрос ________________________

помогать ______________________          звонить _____________________________

мешать ________________________         завидовать___________________________

ответить _______________________         доверять_____________________________

8. Заполните пропуски в предложениях.

1. ________ скучно читать эту статью.    6._____ нужно сегодня приготовить ужин.

2. _______ интересно читать сказки.        7. _____ можно ложиться спать поздно.

3. _______ надо много заниматься.          8. _____ смешно говорить об этом.

4. _______ нельзя курить в общежитии. 9. _____ страшно гулять вечером.

5. _______ трудно изучать математику. 10. ____ хорошо жить в России.

9. Заполните пропуски. Форму какого падежа вы использовали?

1. Студент рассказывает… (преподаватель) о своей работе.

2. Преподаватель внимательно слушает (студент) ...

3. Я помогаю изучать английский язык (моя подруга) ...

4. Я сидел далеко и плохо слышал слова (профессор) ...

5. Юноша фотографирует (красивая девушка) ... на берегу моря.

6. Брат пишет письмо (старшая сестра) ...

7. Я был рад видеть (ваша мама) .... . Передайте привет (ваша мама) ...

8. Мы хорошо знаем (Иван и Ольга) ...

9. Отец спросил (сын)... о погоде по телефону.

10. Сын хочет позвонить (отец) ... ещё раз в субботу.

10. Выполните задания 26 – 62, 67 - 77 ЧАСТИ II типового теста.