Занятие 4

1. Вы стали директором фирмы. У вас небольшой коллектив – всего 10 человек – но все они работают по-разному. Кого-то нужно хвалить, а кого-то ругать. Прочитайте текст и расскажите, что думают о похвале и критике ученые. Не забудьте рассказать о следующем:

1.      Похвала нужна каждому человеку.

2.      Люди с трудом воспринимают критику.

3.      Нам нравится, когда нас не только критикуют, но и хвалят.

4.      Какой руководитель вызывает самое большое уважение.

Похвала и критика

Все мы — и мужчины, и женщины — нуждаемся в похвалах тому, что мы сдела­ли и что, на наш взгляд, стоило нам труда. Но вот как мы принимаем критику? Как мы ведем себя по отношению к тем, кто «ради нашего же блага» обращает больше внимания на наши промахи? Предпочи­таем ли мы таких людей тем, кто льстит нашему Я?

Психологи Э. Аронсон и Н. Линдер попытались ответить на этот вопрос, поставив следующий опыт. На протяжении семи экспериментов участники опыта – начальники - высказывали похвальные или, наоборот, критические замечания по поводу выполнения заданий своими работниками.

В зависимости от инструкции создавались ситуации четырех типов. От одних начальников работники получали на протяжении всех семи опытов только по­хвалу; от других — только критику; от третьих — сначала только критику, а в те­чение остального времени только одобре­ние; от четвертых — наоборот, одобрение вначале и систематическую критику при последующих действиях. Затем работников просили, не упоми­ная о сделанных в их адрес замечаниях, выразить свое отношение к различным начальникам, оценивавшим их деятельность.

Результаты изумили экспериментато­ров. Прежде всего оказалось, что те люди, которые высказывали только критику, нравились испытуемым очень мало, но те, кто после одних только похвал принимался их критиковать, воспринимались еще меньше. Начальники, все время выражавшие только одобрение, очень нрави­лись испытуемым, но самого большого уважения удостоились те, кто сначала критиковал испытуемых, а потом стал хвалить их.

Как объяснить эти результаты? Возмож­но, что отрицательные отзывы вызывают у человека напряжение, а следующие за ними похвалы доставляют облегчение и потому особенно высоко оцениваются. А может быть, мы просто склонны придавать большее значение суждениям челове­ка, умеющего критиковать, но, главное, способного также оценить по достоинству наши заслуги.

Таким образом, можно, по-видимому, прослыть умным и проницательным человеком, если «сначала швырнуть в другого горшок, а уж потом бросить ему цветок». То есть сначала критиковать человека, а потому рассказать ему о его хороших качествах. А вот если вы будете поступать наоборот – сначала хвалить, а потому критиковать другого человека - вы можете показаться всем человеком, который не знает, чего он хочет и что говорит. Чтобы завоевать расположение других, нужно так мало...

1. Вы начали учиться в университете. Напишите другу о вашей учебе. Объясните, почему вы выбрали этот университет. Расскажите в письме все, что вы уже узнали о нем. Ваш рассказ должен быть логичным, связным и содержать не менее 20 фраз. Не забудьте написать:

·         где находится университет

·         на каком факультете вы учитесь, какую профессию вы хотите получить

·         каков режим учебы (когда учеба начинается, есть ли перерыв на обед и т.д.)

·         трудно ли вам учиться

·         много ли студентов в вашей группе, какие они люди

·         где вы живете – дома или в общежитии

·         нравится ли вам ваша новая жизнь и почему

·         как вы отдыхаете после занятий