Синхронные тексты к заданиям

Синхронные тексты к заданиям. Субтест «Аудирование».

Текст 1.1

Было это давным-давно, более трёхсот лет назад, в Италии. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати привёл в свою мастерскую бездомного мальчишку Антонио и сделал его своим помощником. Антонио оказался очень старательным и уже в тринадцать лет сделал свою первую скрипку. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио Страдивари сделал, когда ему было девяносто лет. Долгие годы одна мысль не давала Антонио покоя. Вот он уже известный мастер, своя мастерская, даже свои ученики есть, а своей скрипки нет. Все скрипки в его мастерской – это скрипки, которые он делал по образу и подобию скрипок своего великого учителя.

Шестьдесят лет было Страдивари, когда зазвучали его самые хорошие новые скрипки. Пели эти скрипки человеческим голосом. «Но где же «секрет Страдивари»?» – спросите вы. А его при жизни Страдивари и не было. Самую главную тайну нужно искать не в дереве, а в человеке.

Секрет Антонио Страдивари может принадлежать только самому Страдивари. И, как ни грустно, он умер вместе с ним.

Художники говорят, что научить рисовать можно любого человека. Но не каждый научившийся рисовать становится настоящим художником. Внутри у каждого настоящего художника обязательно есть свой идеал. Своя, пока ещё не сделанная, но уже звучащая и рвущаяся наружу «скрипка».

Великий Страдивари не просто создавал свои скрипки. Он был гениальным художником. У него внутри жил идеал, голос его лучшей скрипки.

Текст 1.2

Жил в одной стране мудрый человек. Много бед испытал он в своей жизни, много радостей, а когда стал старым и почувствовал, что смерть не за горами, сказал своему сыну:

 - Всё, что есть у меня, я передаю в твои руки. Теперь ты сам решай свою судьбу. Но будет у меня одна просьба к тебе: сейчас же отправляйся в путь и всюду, где ты будешь считать нужным, построй по одному прочному и надёжному дому, в котором ты смог бы укрыться, если придёт к тебе нужда и горе.

Взял сын с собой денег побольше и пошёл бродить по земле. Долго ходил он, и везде, где ему нравилось, он строил прекрасные дворцы. С лёгким сердцем вернулся он в родной дом. И снова позвал его отец и спросил:

  - Выполнил ли ты мою просьбу, сынок? Есть ли теперь на земле дома, где ты сможешь найти приют в трудные дни?

  - Да, отец, я построил их, - отвечал сын. – Всюду, где нравилась мне гора или поле, берег реки или моря, я строил прекрасные, прочные дворцы.

Нахмурился отец и сказал:

  -Ты совсем не понял меня, сынок. Пустые дворцы, дорогой, не спасут тебя от беды, не укроют в горе. Нет, не об этих домах я говорил тебе. Я говорил о другом: иди по земле и в каждом краю старайся найти честных и верных людей. Подружись с ними, помоги им, если надо, и вот у них-то ты найдёшь верный и надёжный дом в тяжёлую минуту…

Знай, сынок: если есть у человека на земле честные и верные друзья, значит - есть у него всегда и дом, и убежище.

Текст 1.3 (диалог)

- Ира! Наконец-то я тебя нашёл.

- Привет, Андрей, а что случилось?

- Да понимаешь, у меня были билеты в театр, и я хотел тебя пригласить, но тебя не было в общежитии, и никто не знал, где ты.

- Очень жаль, что ты меня не нашёл. Я бы с удовольствием пошла в театр. А на какой спектакль у тебя были билеты?

- К нам во Владивосток приехал Мариинский театр из Санкт-Петербурга, и я с большим трудом достал билеты на балет Чайковского «Лебединое озеро».

- О, как жаль, что ты меня не нашёл, я обожаю балет! Особенно я люблю балеты Чайковского.

- Да, я тоже очень люблю балет, а особенно – «Лебединое озеро». Мне нравится музыка, декорации, танцы – всё в этой сказке о любви... Ира! А всё-таки, где ты была в это время?

- Я ходила вместе с друзьями на выставку картин в нашем музее.

- Ну что ж… Ладно, сходим на балет в следующий раз, а сейчас пойдём в библиотеку заниматься.

Текст 1.4 (диалог)

- Здравствуй, Лена! Как давно я тебя не видел.

- Привет, Олег! Я очень рада тебя видеть. У меня отличное настроение.

- Как сессия?

- Сегодня сдала последний экзамен.

- По истории?

- Нет, экзамен по истории я сдала ещё в прошлый вторник, а сегодня наша группа сдавала химию.

- Трудный экзамен!

- Да, надо было выучить 25 билетов, а в каждом билете по 2 вопроса.

- Ты, конечно, всё выучила, ты же всегда серьёзно готовишься.

- Да, я получила пятёрку.

- Умница! А что теперь ты собираешься делать? Как всегда, поедешь к бабушке?

- Поеду, но через неделю, а завтра мы с подругой хотели пойти в одно место, мы давно туда собирались.

- Наверное, в парк на площади Баляева? Там много аттракционов.

- Нет, мы хотим покататься на фуникулёре. Оттуда город видно как на ладони. Можно увидеть море, бухту Золотой Рог, корабли...

- Я тоже давно туда собирался.

- Хочешь, пойдём с нами, ведь ты тоже сдал все экзамены?

- Да, сдал. Хорошо, пойдём. Где встречаемся?

- Мы тебя будем ждать завтра в 12 около фуникулёра.

- Отлично, до встречи.

Текст 2.1

Многие люди знают имя русского композитора Александра Бородина, но не все знают, что он был не только известным композитором, но и учёным-химиком.

Бородин родился в Санкт-Петербурге в богатой дворянской семье. Большую роль в жизни мальчика сыграл отец, который был очень талантливым человеком. Отец научил сына говорить по-английски, по-французски, по-немецки, играть на разных музыкальных инструментах, рисовать.

Когда Александру было 6 лет, он начал учиться в гимназии. Он был очень способным юношей и учился с большим интересом. Уже в гимназии Александр начал серьёзно заниматься химией, физикой, математикой, биологией. Его любимой книгой был учебник по химии.

Родителям мальчика нравилась медицина, поэтому они хотели, чтобы их сын стал врачом. По совету родителей, Александр поступил в медицинский институт, который являлся тогда одним из лучших высших учебных заведений страны. Александр стал студентом первого курса медицинского института. В институте Александр с удовольствием изучал свои любимые предметы: химию, биологию, физику.

После окончания института он начал работать врачом в военном госпитале. Молодому врачу было 22 года. Но Бородин понял тогда, что он не сможет заниматься медициной всю жизнь. Ему больше нравилась самостоятельная работа в химической лаборатории. Он решил изменить профессию, - стать химиком. Бородин уехал в Москву и создал там химическую лабораторию.

Но учёный не забывал о музыке. В свободное время он часто играл на пианино или на скрипке. Занятия музыкой стали его любимым отдыхом. Когда Бородину было 35 лет, он написал прекрасную оперу «Князь Игорь» об истории русского народа.

Текст 2.2

Санкт-Петербург – сравнительно молодой город: в 2003 году ему исполнилось 300 лет. Туристы нередко находят в нём черты и европейских городов, и городов России.

Это город трёх революций – революции 1905 года, февральской революции 1917 года, Великой Октябрьской социалистической революции. Это второй город в России после столицы по численности населения, один из крупнейших промышленных и культурных центров страны, морской порт в Финском заливе Балтийского моря.

Более двухсот лет – с начала XVIII века до марта 1918 года – Петербург был столицей Российского государства. Его и сейчас неофициально в средствах массовой информации часто называют северной столицей. У этого города три имени – Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград.

Город появился на этом месте в результате исторической необходимости: России нужен был выход к морю. 16 мая 1703 года в самом широком месте Невы заложили новую крепость.

Началось строительство нового города. Жизнь в городе была трудной: продукты привозили нерегулярно, часто вспыхивали пожары, строители жили в землянках, работали по пояс в воде, голодали, умирали от болезней. Но, несмотря на трудности, в 1712 году царь Пётр I объявил город столицей.

Текст 2.3 (диалог)

- Джон, привет! Где ты был? Я так давно тебя не видел в университете!

- Привет, Джек! Не удивительно, что ты меня не видел: я уезжал на экскурсию в Петербург.

- Вот здорово! Я давно мечтаю увидеть Санкт-Петербург. Друзья мне много рассказывали о нём. Какое впечатление произвёл на тебя этот город?

- Неповторимое! Я никогда не видел ничего подобного.

- А что особенно тебе понравилось в этом городе?

- Всё. Мне понравились его дворцы и парки, величавая Нева и реки и каналы, белые ночи и, конечно, люди.

- Ты много узнал об истории этого города?

- Да, мои друзья пригласили меня на автобусную экскурсию, и экскурсовод подробно познакомил нас с историей города. Правда, я не всё понимал: ведь экскурсия была на русском языке, но друзья переводили мне на английский в тех местах, где мне было совсем непонятно.

- И где же ты побывал во время экскурсии?

- Во-первых, нас отвезли в Петропавловскую крепость – это самое первое сооружение в Петербурге. Потом мы посетили Исаакиевский собор – это главный собор города, площадь Декабристов, на которой находится памятник Петру I. Знаешь, обо всём так на ходу и не расскажешь. Если хочешь, приходи ко мне вечером в гости, и я тебе подробно расскажу о своих впечатлениях.

- Хорошо, с удовольствием.

- Вот и отлично! Договорились. До вечера.

Текст 2.4 (диалог)

- Анна! Что с тобой? Ты так плохо выглядишь.

- Да, может быть. Я плохо себя почувствовала уже вчера вечером, но температуры не было, и я решила сегодня прийти на занятия.

- Вот это напрасно. Ты разве не знаешь, что сейчас во Владивостоке грипп?

- Да, слышала. Кажется, его называют «сиднейским».

- В газетах сообщают, что уже 700 жителей Владивостока заболели этим гриппом, и что он очень опасен.

- Ой! Не пугай меня! Я делаю всё, чтобы не заболеть: я ем много фруктов, принимаю витамин С, часто проветриваю свою комнату... Я всё-таки надеюсь, что я не заболела, а просто устала, ведь я сейчас так много занимаюсь русским языком.

- Хорошо, если это так. Но лучше обратиться к врачу. Я советую тебе сейчас пойти домой, вызвать врача и лечь в постель.

- Я не хочу вызывать врача.

- Ну что ж, тогда ты можешь попробовать полечиться сама. Может, купить тебе какие-нибудь лекарства?

- Спасибо, у меня есть все, что нужно.

- Но не забывай и о народной медицине. У нас, у русских, есть хорошие средства от простуды: чай с малиной вареньем, чеснок. Слышала об этом?

- Да, это я уже знаю. Спасибо. Я, наверное, сейчас пойду домой и начну лечиться. До свидания.

- До свидания. Не болей!

Текст 3.1

Иван Константинович Айвазовский родился в небольшом крымском городке Феодосии в семье армянского купца. Его талант проявился в раннем детстве. После окончания гимназии юноша поступил в петербургскую Академию художеств. Он учился в пейзажной мастерской, которой руководил известный художник того времени М. Воробьёв.

Ещё студентом Айвазовский начал выставлять свои картины на выставках. В 1837 году за картину «Спокойное море» он получил золотую медаль Академии художеств. После Академии художеств молодой художник вернулся в Феодосию, чтобы продолжить занятия живописью. Он посещал военные корабли, начал интересоваться морской баталистикой и отправился в свой первый морской поход.

В походе он написал виды Чёрного моря и Крымского побережья. Наконец Айвазовский убедился в том, что он стал художником, и поехал в Италию. Здесь он написал много картин, которые имели огромный успех.

По совету художника Александра Иванова Айвазовский отправляется путешествовать вокруг Европы. Он устраивает выставки в Венеции, Париже, Лондоне и Амстердаме. Вернувшись в Петербург, Иван Константинович узнал, что стал членом Российской Академии художеств.

Несмотря на признание, художник снова уехал в свой родной город Феодосию. Там он построил себе дом, мастерскую и открыл художественную школу. Летние месяцы он проводил в Феодосии, а почти каждую зиму уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих картин.

В 1844 году Адмиралтейство назначило Айвазовского своим официальным художником. Он стал участвовать в военных экспедициях, во время которых постоянно рисовал.

Всю свою жизнь художник занимался благотворительностью и большую часть денег, полученных от продажи картин, тратил на покупку произведений искусства для картинной галереи и Археологического музея, которые он открыл в Феодосии. Айвазовский оставил завещание, в котором передал городу свой дом и все свои картины.

Текст 3.2

Корреспонденты газеты «Комсомольская правда», собираясь в далёкую поездку к полярникам в Антарктиду, долго думали: какой подарок привезти им от журналистов Москвы. Дело было накануне Нового года, и все дружно решили, что надо повезти ёлку. И не синтетическую, а настоящую, лесную, чтобы и запах был и вид.

В Антарктиде, как известно, ёлки не растут. Антарктида знает только три цвета: белый, синий и бурый – снег, небо и скалы. Поэтому зелёная красавица на суровом шестом континенте будет самой желанной и неожиданной гостьей.

Ёлку выбрали в подмосковном лесу. В редакции её одели в рубашку из прозрачного целлофана и сделали надпись: «От «Комсомолки» – полярникам Антарктиды». А потом ёлку отвезли в аэропорт и поставили в самолёте рядом с мешками, в которых лежали шапки, меховые сапоги и штаны.

Ёлка благополучно прилетела в Ташкент, затем она побывала в столице Индии – Дели. Побывала в Бирме и Индонезии, благополучно пролетела экватор. Но в большом путешествии невозможно без приключений. Полмира ёлка пролетела без визы. А в австралийском городе Дарвине корреспонденты забеспокоились. В анкете, которую надо было заполнить на таможне, было написано: «Не везёте ли животных или растений?»

Ёлку спрятали в самолёте: может быть, не заметят. Но нет, заметили. И ёлка была вынесена из самолёта на горячий, как сковорода, асфальт австралийского аэропорта. На все объяснения корреспондентов сотрудники таможни только очень вежливо пожимали плечами: «Ничего не поделаешь – закон». Но корреспонденты и экипаж самолёта не сдавались. И перед самым отлётом всё-таки ёлку отдали владельцам. После этого ёлка ещё побывала в Сиднее, потом в Новой Зеландии и наконец увидела белую Антарктиду.

Наконец лесная красавица попала на антарктическую станцию Мирный. В тепле ёлка расправила свои ветки, наполнила хвойным ароматом кают-компанию. Наступил её праздник. Это была самая необычная из всех новогодних ёлок на Земле.

Текст 3.3 (диалог)

- Привет, Наташа! Ты куда идёшь?

- Привет, Андрей! Извини, я очень спешу, поэтому не могу долго с тобой разговаривать. В 3 часа у меня начинается тренировка в бассейне, а сейчас уже без двадцати три.

- Ты ходишь в бассейн? А я и не знал… А когда ты начала заниматься?

- Совсем недавно. Дело в том, что я не умела плавать и очень боялась воды. Однажды летом мы с друзьями поехали за город на озеро кататься на лодке. Мы неосторожно вели себя в лодке, и она перевернулась. Я начала тонуть, но мои друзья умели плавать и спасли меня. Этот случай произвёл на меня такое большое впечатление, что я сразу же пошла в бассейн и записалась в группу для начинающих.

- И тебе нравятся занятия?

- Да, у меня очень хороший тренер. Он так хорошо всё объясняет, что я очень быстро научилась плавать, а теперь я даже участвую в соревнованиях по плаванию.

- Очень интересно. Я бы тоже с удовольствием походил на эти занятия. Спроси, пожалуйста, своего тренера: можно ли мне прийти на тренировку.

- Хорошо, спрошу. А теперь я побежала. Пока!

Текст 3.4 (диалог)

- Здравствуй, Олег!

- Привет, Миша!

- Олег! Как хорошо, что я тебя встретил! В воскресенье день рождения у Тани, и она пригласила нас с тобой в гости. Пойдём?

- Надо подумать. У меня столько дел в воскресенье. Утром тренировка в бассейне, потом надо сходить в магазин за продуктами, приготовить обед и позаниматься русским языком.

- Олег! Таня пригласила нас к шести часам вечера, до этого времени ты успеешь сделать все свои дела. Ей будет очень приятно нас видеть. Только никак не могу решить, что же ей подарить. Может быть, ты что-нибудь посоветуешь?

- Да, это сложный вопрос. Она хорошая спортсменка, любит играть в теннис и шахматы. Надо спросить её, может быть, ей нужна новая теннисная ракетка?

- Хорошая идея! Олег, у меня к тебе просьба: возьми с собой гитару. Ты отлично играешь на гитаре и прекрасно поёшь. Тане очень нравятся твои песни.

- Но ты ведь и сам играешь.

- Нет, так, как ты, я не умею. Я очень хотел бы научиться играть так же, как и ты. Мне, конечно, не надо выступать на концертах, но всё-таки хотелось бы играть лучше.