Занятие 2

Тренируемые речевые умения: правильно понимать и употреблять языковые средства в рамках отдельного предложения/ высказывания: способы выражения логико-смысловых отношений в предложении (объектные, атрибутивные, обстоятельственные).

1. Прочитайте сводный грамматический материал.

объект

все падежи, кроме Им.п. (1).     

Существительное:                                       Я не получаю от неё писем.

Я купил брату книгу.

Я купил книгу.

Мы встретились с учителем.

Я часто вспоминаю о доме.

Местоимение:                                              Я купил книгу тебе.

Прилагательное:                                          Мы много думаем о будущем.

Глагол (inf):                                                           Я учу друга плавать.

Словосочетания:                                       Они изучают английский язык.

                                                                      

                                                                      

2. Заполните пропуски словами из правой колонки в нужном падеже.

Вчера я встретил на улице ...                                             школьный товарищ

Мы ещё не сдавали ... по физике.                                     экзамен

Она давно интересуется ... .                                                          русская живопись

Мне нужно купить ...                                                         капуста и баклажаны

Они не пользовались ... при чтении текста                     словарь

Профессор лишь коснулся ...                                             эта проблема

Все радуются...                                                                    первый снег

Мы поздравили ... с днём рождения.                                младший брат

Я уже привык к ...                                                               климат Приморья

... пришло письмо из редакции газеты.                            Анна Петровна

3. Прочитайте предложения, заменяя выделенный глагол глаголом из скобок. Изменится ли форма выражения объекта?

В своём выступлении докладчик затронул важный вопрос.

Мне поручили вести кружок русского языка в этой школе.

Студенты проявляют интерес к вопросам культуры.

Он мало занимается, хотя имеет большие способности.

(обладать, руководить, коснуться, интересоваться)

4. Измените словосочетания по модели. Что ещё изменится?

Модель: интересоваться архитектурой - интерес к архитектуре

Помогать другу        __________________________________________

изменить план          __________________________________________

строить завод                        __________________________________________

доверять товарищу   __________________________________________

победить врага         __________________________________________

страшиться экзамена__________________________________________

мечтать о счастье      __________________________________________

завидовать Анне      __________________________________________

5. Закончите предложения, используя изученный грамматический материал.

Развитие конкуренции влияет __________________________________________________

Вы всегда можете рассчитывать ________________________________________________

Этот район очень богат _______________________________________________________

Моё мнение противоположно __________________________________________________

Расположение города благоприятно _____________________________________________

Профессор был очень удивлён__________________________________________________

Обувь должна соответствовать__________________________________________________

В лесу трудно заметить ________________________________________________________

По-моему, ты должен извиниться _______________________________________________

Он чувствовал себя виноватым и решил просить прощения _________________________

Я не оправдываюсь ____________________ за то, что я сделал.

6. Выполните задания 26 - 35 ЧАСТИ II типового теста.

7. Прочитайте сводный грамматический материал.

атрибут (определение)

согласованное:

            Прилагательное:                  Тёмные тучи закрыли половину неба.

Местоимение:                      Мы успели добежать до нашего дома.

            Числительное:                      На землю упали первые капли дождя.

            Причастие:                            Над потемневшими полями гремел гром.

           

несогласованное:

            Сущ. без предлога:               (2) Все собрались в комнате брата.

с предлогом:             (2) Она живёт в доме из белого камня.

                                   (3) Подготовка к экзамену закончилась.

(4) Дверь в коридор была открыта.

(5) Она любила читать книги с картинками.

(6) Он пишет рассказы о животных.

                                                          

            Наречие:                                Аптека находится в доме напротив.

            Глагол (inf):                          Он не выполнил обещания приехать летом.

            Словосочетание:                  Вошёл человек высокого роста.

8. Измените предложения, сделав согласованные определения несогласованными.

1. Учитель должен проверять ученические тетради.

2. В детстве я любил слушать бабушкины сказки.

3. Студенческое общежитие находится за столовой.

4. Северная природа сурова, но прекрасна.

5. Детский смех не умолкал весь день.

6. Вам надо написать поздравительную открытку.

7. Он разбил мою стеклянную вазу.

8. Дедушка подарил внучке иллюстрированную книгу.

9. Я всегда пью несладкий чай.

10.Китайские туристы часто посещают этот музей.

9. Измените предложения, сделав несогласованные определения согласованными.

1. В нашем городе сейчас выступают артисты из Москвы.

2. Шум с улицы очень мешал ему работать.

3. Здесь вы можете купить билеты в театр.

4. Я хочу подарить ей небольшую вазу из стекла.

5. Семья переехала в новую квартиру из трёх комнат.

6. Он болеет, поэтому вынужден есть блюда без масла.

7. Я живу в доме на углу.

8. Купите мне, пожалуйста, часы на стену.

9. Владивосток – город у моря.

10. Мне уже не нужна шапка на зиму.

10. Слова в скобках поставьте в нужном падеже.

1. Это было письмо от моего товарища (университет).

2. В этой комнате живут студенты (Япония) и аспирант (Республика Корея).

3. В гостинице был свободен только номер (два человека).

4. Моя подруга носит костюм (клетка).

5. В моей комнате налево стоит шкаф (книги), направо – буфет (посуда).

6. Зимой ребята особенно любят прогулки (лыжи).

7. К кассе подошёл мужчина (военная форма) и женщина (шубка).

8. Стадион стал любимым местом отдыха (студенты, Япония и Корея).

9. Недавно я получила письмо (родина, друзья).

10.Мы приобрели билеты (театр, суббота).

11. Выполните задания 49 - 50 ЧАСТИ II типового теста.

12. Прочитайте сводный грамматический материал и выполните упражнения.

обстоятельство

место (где? куда? откуда?)

вопрос

предлог

падеж

пример

где?

близ

вблизи

у

около

вокруг

вдоль

среди

напротив

2

Дом находится около (близ, вблизи, возле, у) леса

Дети бегают вокруг дома.

Деревья стоят вдоль дороги.

Дом стоял среди цветущих деревьев.

Напротив дома строили фонтан.

по

3

Мы ходили по коридору и разговаривали.

За

под

перед

над

между

5

За домом стоит машина.

Под деревом можно лежать в жаркий день.

Перед домом проходит дорога.

Над окном висит фонарь.

Между деревьями виднеется озеро.

В

на

при

6

Мы гуляли в этом саду.

На земле лежит снег.

При школе есть сад.

КУДА?

к

3

Лодка плывёт к берегу.

Я еду на лето к родителям.

За

под

в

на

4

Спрячься за дерево!

Спрячься под стол!

Нет, я спрячусь в шкаф.

Положите бумаги на стол.

ОТКУДА?

Из

с

от

из-за

из-под

2

Они приехали из деревни.

Я получил письмо с Камчатки.

Лодка отплыла от берега.

Солнце показалось из-за туч.

Из-под скамейки выкатился мяч.

Закончите предложения.

1. Их семья недавно переехала _______________________________________

2. Если вы хотите узнать их адрес, обратитесь __________________________

3. Весь день ______________________________________слышится музыка.

4. Встречу с президентом университета перенесли ______________________

5. Ближайшая аптека находится ______________________________________

6. В следующем году я обязательно поеду ______________________________

7.Сегодня привезут почту ____________________________________________

8. Вам необходимо обратиться ________________________________________

9. Ваши вещи лежат _________________________________________________

10. Диван надо поставить ____________________________________________

Задайте вопросы. Раскройте скобки. Вставьте нужные предлоги.

1. Вчера было воскресенье. Николай был ___ (Виктор) ____ (дача).

2. Он часто ездит ___ (Виктор) ___ (дача) летом.

3. Таня лежит ___ (больница). Мы ходили ___ (она) __ (больница) сегодня утром.

4. Где газета? - Мне кажется, ты положил её ____ (полка) ____ (книги).

5. _____ (окна) университета находится остановка автобуса.

6. Нужно повесить эту картину ______ (диван).

7. Мои тетради всегда лежат ___ (стол), _____ (настольная лампа).

8. Сергей, снимите, пожалуйста, эту книгу _ (верхняя полка) - я не могу дотянуться!

9. Он вернулся ____ (урок) в два часа и сразу поехал ____ (тренировка).

10._______ (диван) и (кресло) я хочу поставить небольшой столик.

время (когда?)

вопрос

предлог

падеж

пример

Когда?

ДО

2

Дети учатся в школе до обеда.

В какое врЕмя?

ПО

3

Я работаю по утрам.

(момент)

В

4

Концерт начинается в два часа.

Он приедет в понедельник.

НА

На будущий год мы приедем к вам в июле.

ЧЕРЕЗ

Она придёт через час.

ЗА...ДО

Он пришёл за пять минут до конца урока.

ПЕРЕД

5

Мы разговаривали перед уроками.

МЕЖДУ

Между уроками есть небольшой перерыв.


В

6

Мой брат родился в июле.

В детстве я любил рисовать.


НА

Я приеду на этой неделе.

Сколько

времени?

Как долго?

(период)

С ... ДО

2

Врач принимает с девяти до одиннадцати.

Я люблю спорт с детства.

Я буду учиться во Владивостоке до лета.

За какое время?

ЗА

4

Я прочитал роман за вечер.

На какое

время? (срок)

НА

Он приехал на месяц.

Мы купили билеты на среду.

КАК ЧАСТО?

(регулярность)

ПО

3

По понедельникам и средам мы занимаемся фонетикой.

Закончите предложения.

1. Я прочитал эту книгу______________________________________________

2. Друг дал мне эту книг _____________________________________________

3. Зима в России продолжается________________________________________

4. Они прошли от вокзала до общежития________________________________

5. Потом они отдыхали_______________________________________________

6. Я участвовал в конкурсе сочинений__________________________________

7. Наиболее интенсивно ребёнок развивается____________________________

8. Обычно они отдыхают _____________________________________________

9. Уроки в университете идут _________________________________________

10. Он доехал до вокзала _____________________________________________

Ответьте на вопросы, используя конструкции из таблицы.

1. Когда начинаются занятия по русскому языку? (в…)

2. Когда вы ходите по театрам и музеям? (по…)

3. Когда вы поедете на родину? (на…)

4. Когда у вас встреча с вашим любимым писателем? (через…)

5. Когда вы пришли писать тест по русскому языку? (за…до)

6. Когда вы разговаривали с преподавателем? (перед…)

7. Когда вы успели побеседовать с друзьями, ведь вы были на занятиях? (между…)

8. Сколько времени вы занимаетесь обычно русским языком? (с…до)

9. За какое время вы успеваете написать контрольную работу? (за…)

10.Как часто вы ходите в библиотеку? (по…)                                       

Составьте предложения с временными конструкциями:

1. В прошлом году…

2. С утра до вечера…

3. За несколько минут…

4. На два дня…

5. За сутки…

6. По понедельникам …

7. Перед занятиями …

8. На 2 месяца …

9. После ужина …

10. Во время перерыва …                          

причина (почему?)

предлог

падеж

пример

из-за

(неблагоприятная причина)

2

Мы не гуляли вчера из-за дождя.

Из-за тебя я опоздал.

из

2

Он пригласил тебя из вежливости.

Он не согласится с нами из принципа.

от

2

Ребёнок плакал от горькой обиды.

Все вздрогнули от неожиданности.

Лицо было серым от пыли.

С (со)

2

У неё голос со страха(-у) пропал.

благодаря

(благоприятная причина)

3

Благодаря твоей помощи я уже закончил работу.

по

3

Студент пропустил занятия по болезни.

Она делает ошибки по невнимательности.

Закончите предложения.

1. Поезд опоздал ...                                                  метель

2. Мы опоздали ...                                                   твоя вина

3. Работа пошла хорошо ...                                     умелое руководство

4. Он занялся рисованием ...                                  скука

5. Голос дрожал...                                                    волнение

6. Автобусы плохо ходили ...                                сильный дождь

7. Ребёнок здоров ...                                                своевременное лечение

8. Работа не была закончена ...                              отсутствие дисциплины    

Ответьте на вопросы, используя конструкции причины.  

  1. Вы были больны, отсутствовали на занятиях три дня. Как вы объясните причину вашего отсутствия?
  2. Товарищ пригласил вас погулять. У вас не было времени. Вы отказались. Как вы объясните товарищу причину отказа?
  3. Вы опоздали на занятия. Объясните преподавателю причину вашего опоздания.
  4. Вы долго болели, пропустили много занятий. Вам нужны консультации по пропущенному материалу. Напишите заявление директору института, укажите, почему вам нужны консультации.
  5. Как вы думаете, почему меняется климат на планете.

           

цель (зачем?)

Сущ. с предлогом ДЛЯ, НА:                      Мы остановились для отдыха.

                                                                       Магазин закрыт на ремонт.

Глагол (inf):                                                  Мы остановились отдохнуть.

Наречия цели:                                              Он сделал это назло мне.

                                                                       Он зачем-то открыл дверь.

Используя данные ситуации, составьте предложения с инфинитивом цели.

1. К вам пришёл приятель. Ему нужно у вас взять конспекты.

2. Вы пришли в библиотеку. Вам надо подобрать материал для доклада.

3. Студенты после занятий остались в аудитории. Им надо провести собрание.

4. Профессор пригласил к себе студентов. Ему нужно их проконсультировать перед экзаменом.

5. Вас позвал ваш друг. Он хочет сообщить вам новость.

6. Вы вышли из аудитории. Вы хотите покурить.

7. Вы зашли к другу. Вам надо попрощаться с ним перед отъездом.

8. Вы устали и прилегли на диван. Вам надо отдохнуть.

9. Вы пришли в музей и хотите познакомиться с работами дальневосточных художников.

10. Вашим детям скоро поступать в институт. Вам надо собрать деньги, чтобы оплатить их обучение.

           

Используя данные ситуации, составьте предложения с конструкцией цели «глагол + для + сущ. (2) Род п.», «глагол + на + сущ.(4) В.п», «глагол + за + сущ. (5) Тв. п».

1. Аспирант собирает материал. Он пишет диссертацию.

2. Сын пошёл в аптеку. Ему надо купить лекарства для матери.

3. Журналист написал статью. Он хочет опубликовать её в газете.

4. К вам пришёл друг. Ему надо серьёзно поговорить с вами.

5. Студент пришёл к преподавателю. Студенту нужна консультация.

6. Мы зашли в магазин. Нам надо купить продукты.

7. Мне нужно ехать в Москву. Там будет проходить конференция по русскому языку.

8. Я хочу пригласить своих друзей. Завтра у меня день рождения.

9. Вы сняли деньги в банке. Вам надо купить продукты.

10. Антон должен сфотографироваться. Ему надо получать новый паспорт.

образ действия (как?)

Наречия:                                                       Солнце светит ярко и радостно.

Сущ.                                                              (5) Перескажите текст своими словами.

                                                                       (5 ) Он написал письмо с ошибками.

                                   (2) Он написал письмо без ошибок.

Деепричастия:                                              Дождь шёл не переставая.

13. Выполните задания 36 - 48 ЧАСТИ II типового теста.