Занятие 7

Повторение отдельных грамматических тем.

1. Деепричастие

А. Используйте деепричастный оборот из скобок там, где это возможно.

Модель:         (услышав новость)

Его охватило волнение.

Он взволновался.

                        - Услышав новость, он взволновался.

Работа продолжалась. Студенты продолжали работу. (пообедав и отдохнув)

Она захлопнула дверь. Дверь захлопнулась. (выходя из комнаты)

Перчатки пропали. Он потерял перчатки. (возвращаясь домой)

Он не мог ответить на письмо. У него не было возможности ответить на письмо. (не имея адреса)

Б. Образуйте деепричастия от данных глаголов

несовершенного вида                                             совершенного вида

понимать                                                                  дать

кричать                                                                     понять

брать                                                                         сказать

жить                                                                          найти

любить                                                                      изучить

радоваться                                                                засмеяться

давать                                                                       взять

идти                                                                          возвратиться

бороться                                                                   увлечься

создавать                                                                  окрепнуть

В. Измените предложения, используя деепричастия.

1. Мать вздохнула и села на стул у окна.

2. Он написал этот учебник, когда он работал в университете.

3. Он проработал в университете 30 лет и ушёл на пенсию.

4. Если вы не знаете дорогу, лучше не отправляйтесь в путь на ночь глядя.

5. Мы познакомились с ним, когда путешествовали по Приморью.

2. Причастие.

А. Образуйте причастия от данных глаголов

действительные

настоящего времени                                             прошедшего времени

работать                                                                    выполнять

разговаривать                                                          ждать

использовать                                                            вернуться

говорить                                                                   идти

идти                                                                          смотреть

кричать                                                                     умереть

жить                                                                          есть

давать                                                                       беречь

страдательные

настоящего времени                                             прошедшего времени

решать                                                                      сделать

заканчивать                                                              видеть

создавать                                                                  изучить

волновать                                                                 купить

любить                                                                      принести

видеть                                                                                   увлечь

переводить                                                               понять

слышать                                                                    дать

Б. Измените предложения по модели.

Модель:        Сын прочитал книгу.                      Книга, прочитанная сыном.

                                                                                  Сын, прочитавший книгу.

1. Геологи нашли железную руду.________________________________________________

2. Художник написал портрет. ___________________________________________________

3. Завод выполняет план. _______________________________________________________

4. Луна освещает бурное море.___________________________________________________

5. Газета публикует бесплатные объявления читателей._____________________________

6. Ученики не любят строгого учителя.____________________________________________

3. Придаточные предложения.

А. Замените деепричастные обороты придаточными предложениями.

  1. Изучая русский язык, они часто пользуются аудиозаписями.
  2. Он мог бы собрать ценный материал для научной работы, путешествуя по Дальнему Востоку.
  3. Не занимаясь специально грамматикой, он почти не делает ошибок в речи.
  4. Прочитав мою статью, они заинтересовались этой проблемой.
  5. Работая над докладом, я целые дни проводил в библиотеке.
  6. Имея необходимые для статьи материалы, вы написали бы её лучше.
  7. Покупая лекарство, он всегда внимательно читает, как его надо принимать.
  8. Занимаясь регулярно спортом, вы станете здоровым человеком.
  9. Заболев гриппом, мой друг не пришёл на занятия.
  10. Волнуясь, он слушал преподавателя невнимательно.

Б. Замените выделенные части предложений конструкциями со значением цели, причины, времени, места и т. д.

  1. К месту остановки поезда они добежали раньше всех.
  2. Благодаря теплой и сухой осени строительство шло без остановок.
  3. Он будет находиться дома до улучшения самочувствия.
  4. Для успешного поступления в институт нужно серьёзно заниматься.
  5. С наступлением ночи движение на улицах города замирает.
  6. Они гуляли до темноты, несмотря на сильный мороз.

4. Выполните задания 51 - 75 ЧАСТИ III типового теста.