Занятие 4

Тренируемые речевые умения и навыки: способность тестируемого извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, выделять основную и второстепенную информацию, а также представлять логическую схему развертывания основной концепции текста.

1. Прочитайте название текста и просмотрите текст в течение 1-2 минут. К какой области человеческих знаний вы могли бы отнести его содержание (психология, медицина, искусство, биология, социология)?

2. Прочитайте текст.

Почему человек рисует

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребёнок с 2 - 3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует всё, что видит и чувствует. Потом это увлечение обычно проходит. Верными рисованию остаются только художественно одарённые люди.

Заметьте, дети одного возраста на всех континентах рисуют одинаково. Их фантазия удивительно схожа, и это подтверждает гипотезу о биологической, внесоциальной природе детского рисования. Зачем и почему дети вообще рисуют?

Скорее всего это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок накапливает знания о мире, и это происходит быстрее, чем накопление слов. Рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он ещё не может выразить словесно. После того как дети подрастают, они, как правило, перестают интересоваться рисованием. Почему? Может быть, потому, что большее значение приобретает слово, позволяющее легко и более точно, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

Желание рисовать может спустя годы вернуться. Но ... при некоторых психических заболеваниях. Тогда больной, словно в далёком детстве, рисует целыми днями напролёт. Он погружается в «творчество» на дни, недели, даже годы, пока не наступит улучшение в состоянии его здоровья. Наблюдения врачей показывают, что рисование для пациентов - способ обрести внутреннее равновесие, оно снимает психическое напряжение. Поэтому рисование часто используют для лечения неврозов и снятия стрессовых состояний. Всем известно, как трудно иногда избавиться от неприятных переживаний, которые серьёзно и надолго нарушают привычный ход жизни. Вот тут-то и нужно вспомнить о рисовании.

Лечение рисованием (изотерапия) проводят обычно в группах, чтобы пациенты не чувствовали себя одинокими. Свои страдания, гнев, тяжёлые мысли человек может изобразить в виде только ему понятных символов и тем самым снять эмоциональное напряжение. На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребёнка.

Всё чаще психотерапевты склоняются к мысли о необходимости рисования в жизни каждого человека. Если на душе неспокойно, не спешите принимать успокоительные лекарства. Постарайтесь по-разному изобразить то, что вас сейчас беспокоит и вы удивитесь духовному облегчению, которое наступит. И может, ваш рисунок удивит вас не меньше...                                                                                                по Р. Хайкину

3. Расставьте предложения в соответствии с содержанием текста.

-          Особенно эффективно применение изотерапии в лечении детей.

-          Все дети мира начинают рисовать одинаково.

-          Если на душе у вас тяжело, попробуйте нарисовать то, что вас волнует.

-          Безудержное желание рисовать свойственно некоторым душевным заболеваниям.

-          Рисование даёт возможность ребёнку выразить свои знания о мире.

4. Составьте развёрнутый план текста. Постарайтесь отразить в нём логику движения мысли автора.

5. Сформулируйте главную мысль текста. Выразите ваше отношение к изотерапии - согласие или несогласие с основной идеей текста - в письменной форме.

6. Выберите правильный вариант окончания предложения.

1. Рисование для детей...

            а) один из путей совершенствования организма;

            б) игра и развлечение;

            в) способ лечения душевных болезней.

2. Со временем дети перестают интересоваться рисованием...

            а) потому что большее значение приобретает слово;

            б) потому что становятся старше;

            в) потому что не хотят быть художниками.

3. Душевнобольные могут рисовать целые дни напролёт...

            а) пока не наступит улучшение в их состоянии;

            б) пока чувствуют себя одинокими;

            в) до выхода из больницы.

4. Психотерапевты говорят о необходимости рисования для каждого...

            а) потому что оно позволяет снять эмоциональное напряжение;

            б) искусство украшает жизнь;

            в) все мы в детстве были художниками.

5. Лечение рисованием проводят обычно в группах...

            а) чтобы пациентам не было скучно;

            б) чтобы сэкономить время;

            в) чтобы пациенты не чувствовали себя одинокими.

6. Рисование имеет ...

            а) социальную природу;

            б) внесоциальную, биологическую природу;

            в) загадочную, труднообъяснимую природу.