Занятие 5

Проверяется знание лексической, синтаксической и стилистической сочетаемости существительных, прилагательных, глаголов, наречий, а также префиксальных дериватов одного глагольного корня, понимание смысла фразеологических единиц.

глаголы движения













Ο






Ο








идти                                                                                   ходить

ехать                                                                                 ездить

лететь                                                                                летать

плыть                                                                                плавать

нести                                                                                 носить

везти                                                                                  возить

вести                                                                                 водить и др.

глагольные приставки

В - (во-) -      движение, действие, направленное внутрь, в глубину

                        вбежать, вложить, вписать

ВЫ -               движение, действие, направленное изнутри наружу

                        выбежать, выложить, выписать

ДО -                а) доведение действия до окончания - добежать, дописать

б) доведение до нежелательного или абсурдного конца, иронично - доучиться, доработаться

ЗА -                а) начало действия - запеть

                        б) недолгое по времени действие - забежать

                        в) движение за объект - зайти (за угол)

НА -               а) действие на поверхности - нашить, налепить

                        б) вдоволь - насушить, нагулять(ся)

О (об, обо)     а) вокруг - обойти, обежать

                        б) побывать во многих местах - обойти (все магазины)

                        в) сделать с ошибкой - оговориться

ПЕРЕ -          а) через - перейти

                        б) слишком - переработать

ПОД-              а) движение по направлению к объекту - подойти (к ней)

б) неполное действие – подлечиться

ПО-                а) начало действия - побежать

                        б) неполное, недолгое действие - попеть

                        б) результат - построить

ПРИ-              а) законченное движение к объекту, вплоть до слияния с ним -

прийти, приблизиться

                        б) неполное действие - приоткрыть

                        в) соединение, близость - привязать, пришить

ПРО-              а) насквозь - проколоть, прорубить

                        б) долгое действие - прогулять, проработать

РАЗ -              а) разделение на части - разбить, разрезать

                        б) в разные стороны - разъехаться

                        в) разнонаправленное действие - разгуляться

С- (со-)           а) сближение, соединение - склеить, съехаться

                        б) движение вниз, спуск - сойти, сползти

                        б) копирование - списать, срисовать

У-                   а) полное удаление - убежать, уносить

                        б) усиление признака - уменьшить, улучшить

1.      Выберите подходящий глагол движения из скобок. Объясните свой выбор.                                                                          

            В ресторане пусто – четыре часа дня. Посетитель у окна заказывает официантке. Оба – лет двадцати. Он провожает её взглядом: хорошая фигура. Официантка … (относит – приносит) водку, яичницу и сигареты.                  

- Меня зовут Саша. А вас?

- Зачем?

Официантка … (подносит – приносит) шашлык.

- Выпейте со мной, - говорит Саша.  

- Нам нельзя.

- Одну рюмку. Выпей, ей-богу…

- Спасибо, нам нельзя.

(Ей и без него докуки хватает. Её мальчик … (пришёл – ушёл) вчера. Она не спала. Плохо спала. Она переживает. Она покинута любимым. Флиртовать нельзя. А этот – ничего. Поэтому она раздражается.)

            Посетитель ест, пьёт, курит; движения медленные. Выражение заторможенное.

- С вас пять девяносто две.

Даёт восемь без сдачи. Она благодарит.

- А вот теперь, - говорит он тихим ломким голосом и начинает бледнеть, - теперь я должен … (идти, пойти, подойти) к родителям моего друга и сказать им, что он утонул.

Пауза.                                               

- Как…

- Вот так. Пять суток назад. В Бискайском заливе. Я сегодня из рейса.

Пауза.

- Вы долго дружили?

Пауза.

- Росли вместе. Мореходку кончали. Это второй рейс. Смыло.

- О господи…- вздыхает наконец официантка и, постояв, … (подходит, отходит, заходит).

Посетитель сидит бледный, докуривает.

(Вслед ей не смотрит. Он в предстоящем. Хотя родители извещены. Но он готов исполнить трудную мужскую обязанность. Горькое и высокое чувство. Он мужчина. У него погиб друг. Он возвышается своим чувством.)

Он… (пойдёт, идёт, уйдёт) к гардеробу походкой сомнамбулы. Руку с номерком подаёт в направлении гардеробщика, отсутствуя.

Официантка, сидя на подоконнике, что-то тихо говорит другой, показывая на него глазами. Глаза блестят. Боковым зрением он принимает это с неким удовлетворением.

…(входит, выходит, уходит) нечётко.

Улица – ничьего внимания он не привлекает. Сейчас состояние его близко опьянению. Но ветер холодный, и он трезвеет, пока …(подходит, отходит, доходит) до знакомого подъезда.

                                                                                                          (По М. Веллеру)

2. Вставьте в рассказ глагол движения идти с нужными приставками.           

Чтобы ____________ до школы, Маше надо _____________квартал и ____________ мост. Дорога длинная. Когда она ________________ мимо магазина, она всегда останавливается на минутку у витрины, но _____________ в магазин она не может: у неё мало времени. Если на пути у Маши лужа, она никогда не ______________ её, а смело __________________ прямо по луже. Но вот она ________________ к школе. Маша, если не опаздывает, ____________ в школу через главный вход, потом она ____________ через холл, ______________ к двери своего класса. Она открывает дверь и ______________ в класс. Сейчас начнутся уроки.           

3 . Выберите нужный вариант.                                                 

1. вспоминаться, запомниться, припомнить:                          

Мне … наши встречи в белые ночи на берегу Невы. Мне настолько … этот человек, что, встретив его через много лет, я не чувствовал отчуждения. …, мы где-то с вами уже встречались.

2. вчитаться, зачитаться, перечитывать:               

Книга была такая интересная, что я … и не заметил, что время уже за полночь. Нужно внимательно … в эти слова, чтобы понять их смысл. Я люблю … свои путевые записки.

3. задуматься, передумать, обдумать:                                            

Это очень серьёзный вопрос, и, прежде чем принимать какие-либо решения, нужно всё хорошенько… . Студент … и не сразу ответил на вопрос преподавателя. –Ты пойдёшь с нами в театр, ты ведь обещал? – Извините, но у меня изменились планы, и я … .

4. разбить, выбить, забить:                         

Только за 1993 –1994 г.г. число жителей России сократилось на 1 млн человек, поэтому учёные не без основания … тревогу. Праздники … Сергея из колеи. В последнее время он так хорошо учился, а теперь опять стал лениться. По неосторожности лаборант … бутыль с раствором, и он разлился по всему полу.

5. расстроиться, перестроить, настроиться:

Лишь только он … на заграничную стажировку на курсы русского языка, как она сорвалась, что его весьма огорчило. Не поступив в ДВФУ, молодой человек очень …, но попытался поступить в другой университет. В 1985-1991 годах в СССР осуществлялись реформы, с помощью которых пытались … экономику, общественную и государственную жизнь.  

                                                         

6. отдать, выдать, передать:                                

После успешного окончания Центра русского языка иностранным учащимся … сертификаты. Литвинов не мог … себе ясного отчёта в том, что он ощущал: и стыдно ему было и даже страшно (И.Тургенев). Всемирно известный учёный стремился … ученикам свои обширные знания.

7. пережить, зажить, ожить:

Мальчик упал и заплакал, но мама успокоила его и сказала: « Не плачь, до свадьбы …». После майских заморозков природа снова … . Для неё это большая обида, но ничего, …!

4. Выберите правильный вариант. Объясните свой выбор.        

1. На _________________ встрече глав делегаций присутствовали приглашённые гости и журналисты. У моего друга очень _____________ семья. Преподаватель беседовал со мной _______________ тоном (дружный, дружественный, дружеский).

2. Он был счастлив, потому что неожиданно получил большое ______________ от бабушки, давно эмигрировавшей в Америку. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил русскому народу богатейшее литературное _________________ (наследие, наследство).

3. ______________ раз одно и то же – мне это уже надоело. Мне нравятся ­­­­­­ ____________ птицы: и воробьи, и синицы, и вороны. Можешь приходить ко мне в ________________ время суток, я всегда буду тебе очень рада (всякий, каждый, любой, иной).

4. Когда известно, какие мутации встречаются у жителей одной местности или представителей одной национальности, то можно устанавливать родство на _______________ анализа ДНК. Я, может быть, соглашусь с вашей теорией, но мне нужно серьёзное научное __________________ . У вас нет ___________________ жаловаться. Для любых научных исследований необходима надёжная материально-техническая ______________ (обоснование, база, основа, основание).

5. Вы допускаете в своём поведении _________________ для вашего возраста ошибки. Для нашего города, как и для других городов России, характерно _________________ строительство жилого фонда. Сильный северный ветер в зимнее время года является __________________ для этих мест (типовой, типичный, характерный).

6. Вдали ______________ горы. Салон машины оказался таким маленьким, что мы очень долго не могли в нём удобно _______________ . По земле через весь двор _______________ провод (возвышаться, простираться, тянуться, разместиться).

2. Объясните значения данных устойчивых выражений и придумайте предложения с ними.

Уйти в себя                                                  уносить ноги

Уйти с головой (во что)                              душа ушла в пятки

Плохо (хорошо) себя вести                        вылететь из головы

Выйти из себя                                              выйти сухим из воды

Выводить (кого) на чистую воду             не выходить из головы

Выносить сор из избы                                 (этот) номер не пройдёт

Сводить концы с концами                         обвести вокруг пальца

Обойти (кого) вниманием                          обходить (кого, что) стороной

Нестись сломя голову                                 носиться как с писаной торбой

6. Ответьте на вопросы, используя фразеологизмы из данного списка.

яблоку негде упасть             на краю света                                               в двух шагах

висеть на телефоне              глаза разбегаются                            битый час

падать с ног                          на свежую голову                            собачий холод

1. Ты давно меня ждёшь?

2. У вас на презентации было много людей?

3. До тебя невозможно дозвониться, в чём дело?

4. Где ты работаешь?

5. Как тебе погода сегодня?

6. Куда она едет в командировку, не знаешь?

7. Ты уже купила подарок сестре?

8. Почему ты не хочешь больше заниматься сегодня?

                                              

функциональные стили

Разговорная речь: непосредственность общения и отсутствие официальных отношений между говорящими, неподготовленность, диалогичность. Темы - обиходные, бытовые. Часто слова имеют размытое, неопределённое значение: Ах, как мне нравится эта вещь! (карандаш, машина, музыкальное произведение?), много слов-стяжений: вечерняя газета = вечёрка и т.д. Завтра в Москву еду. Работать. На две недели.

Научная речь: логичность, объективность, обобщённость. Гипотенуза - сторона прямого треугольника, лежащая против прямого угла (все гипотенузы всех прямоугольных треугольников, а не эта конкретная). Не отражаются чувства автора. Главное - сама информация. Много общенаучных слов (тело, энергия, процесс, явление) и терминов (гипотенуза, ринит). Я заменяется на мы.

Официально-деловая речь: устная форма (доклады, выступления) и письменная (документы). Экономия языковых средств, краткость и точность. Языковые штампы, стандартизованность (Оплату гарантируем. Оплата гарантируется в месячный срок по завершении работ), нет сложных конструкций, каждая новая мысль начинается с нового абзаца.

Художественная речь: выполняет функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Главное - выразительность, слова могут приобретать оттенки значений или новые значения в соответствии с замыслом автора. Используются олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры. (Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. А. Пушкин)

Публицистическая речь: образна, выразительна, как и художественная речь, но обращена к мысли, факту, документу. Эмоциональна, её предмет - жизнь общества, использует много выразительных средств из всех других стилей. («Козёл отпущения» в образе экономической реформы - это социальный громоотвод).

7. Сравните различные описания города Владивостока. Определите, к каким стилям речи относится каждое из них. Отметьте характерные лексические и синтаксические средства разных стилей.                                                                            

1.         Владивосток – центр Приморского края. Порт на Тихом океане в бухте Золотой Рог. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Аэропорт. Машиностроение (судостроение и судоремонт, производство оборудования для рыбной, деревообрабатывающей промышленности), пищевая (в том числе рыбная) и лёгкая промышленность. Владивосток – база рыбного промысла. Дальневосточное отделение РАН. 8 вузов, 3 музея. Театры: Приморский драматический, Камерный, кукол. Основан в 1860.                                                                                                                                

2.         Огни. Гудки. По пояс в гору,

            Как крепость, врезанный вокзал.

            И наш над ним приморский город,

            Что Ленин нашенским назвал …  

                                               А.Т. Твардовский                           

3.         Старый город… Экзотика закоулков и проходных дворов. В хорошие бы руки ту же Миллионку – цены бы ей не было. Но опять думаем, решаем, планируем. Долго улита едет, когда-то будет?

            Успеем ли? Или опять – в который раз – разведём руками?

            Наверное, и вправду степень культуры города можно определить по состоянию кладбищ и общественных туалетов. Тут она видна воочию…

            Но вот уже чуть ли не век зреют радужные планы гигантского моста через бухту. И что из того, что задавит он исторический центр и обойдётся городу в кругленькую сумму, сократив при этом расстояние на три километра. Зато – престижно!

4.         Вы были когда-нибудь во Владивостоке? Нет? Советую побывать. Очень необычный город. Владивостокцы часто шутят: «У нас широта крымская, долгота колымская». И действительно, не сразу поймёшь, юг это или север. Зимой, например, здесь сухая, морозная, солнечная погода. Красота! Солнце, синее небо и белое море. Можно залюбоваться. Правда, ветры сильные, но... Весна? Ну, весна ранняя, уже в марте появляется первая травка. А вот лето оставляет желать лучшего: влажное, туманное, в августе часто тайфуны - очень, я вам скажу, неприятная вещь.