Занятие 2

Задание 1. Прочитайте текст и предложения после текста.

Когда-то красный день календаря – 7 ноября – считался пролетарским праздником. Именно к этому дню приурочивали всевозможные трудовые свершения. Не только с парадных трибун, но и по всей стране гремели имена Героев Социалистического Труда А. Стаханова, В. Голубевой, П. Ангелиной, Н. Злобина, Н. Травкина… Их славили, на них равнялись, награждали в Кремле и выбирали в парламент. В моде были «трудовые династии». Сегодня даже сами понятия «рабочий класс», «крестьянство» практически исчезли из лексикона. На слуху – ни одного знатного сталевара или доярки. Вспомнить можно разве только ткачиху из Иваново Е. Лапшину, которая как-то с трибуны съезда «Единой России» горячо призывала В. Путина остаться на третий срок. На слуху имена олигархов и банкиров…

            Провал трудовой пропаганды совпал со страшным голодом в рабочих профессиях. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра исследования общественного мнения), большинство предпринимателей (52%) считают самой острой проблемой дефицит квалифицированных токарей, слесарей и т.д. При этом в России 1108 вузов и всего лишь 656 учреждений профтехобразования. Из-за дефицита рабочих рук Россия вынуждена использовать труд мигрантов.

Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, доктор социологии: - В советское время на культе рабочего и крестьянства было построено государство. Но, поскольку та идеология погибла, о работягах просто забыли. Сегодня производственники стонут от нехватки специалистов рабочих профессий. Конечно, дело не только в отсутствии пропаганды или моральных стимулов. Профессия начинает славиться тогда, когда зарплаты хорошие и почёт есть. Материальные стимулы влекут за собой все остальное. Это и есть элементы социального государства. Сейчас появляются программы поддержки учителей, врачей, но до рабочего класса дело пока не дошло. Я считаю это одним из самых больших пробелов нашей социальной политики.

Виктор Анпилов, лидер движения «Трудовая Россия»: - Когда я учился в вечерней школе рабочей молодежи, на заводе мне предоставляли дополнительные дни оплачиваемого отпуска, лишний выходной и премию за успешное сочетание работы и учёбы. Образование и развитие рабочего поощрялось. Сегодня он чувствует себя изгоем, лишённым духовного и политического роста. Заработок пахаря и животновода смехотворен. Кто же будет уважать тех, кто вкалывает в поте лица, но никогда не сможет заработать себе на жилище, наскрести детям на образование? Квалифицированный рабочий вынужден подрабатывать на стороне. Строительство вилл для нуворишей приносит ему гораздо больший доход. Что бы ни говорили о том, что раньше рабочих избирали в парламент только для декора, до 50 % представительных органов власти состояли из рабочих и крестьян.

Николай Травкин, Герой Социалистического Труда: - В советское время Герои Советского Союза и Герои Соцтруда были уравнены в правах и льготах. Во время монетизации льготы для них были неравнозначно заменены деньгами – каждый Герой Соцтруда потерял порядка 10 тыс. рублей. Исчезли моральные стимулы к тому, чтобы улучшать трудовые показатели не только в масштабе страны, но и на производстве. Со стороны владельцев предприятий отношение к рабочим зачастую просто наплевательское. Зачем «плясать» вокруг умельца-строителя, если в несколько раз дешевле нанять гастарбайтера?

Юрий Миловидов, руководитель центра профсоюзов и гражданских инициатив «Профцентр»: - Если объявить, например, 2009 год годом рабочих профессий и династий и трубить о кузнецах и сталеварах, это ничего не даст. Нужно не пропагандой заниматься, а восстанавливать взаимные уважительные отношения между рабочими и работодателями. Труд наёмных работников недооценен: их зарплата в разы ниже, чем в западных странах. Но случаи, когда этот вопрос ставился ребром, можно пересчитать по пальцам: вспомним, к примеру, забастовку на российском заводе «Форд». Повысить уважение к людям физического труда могли бы профсоюзы, но в нашей стране они очень слабы.

Кризис кризисом, но по мере развития производства и сложных технологий спрос на квалифицированные рабочие кадры будет только расти. В наиболее успешных отраслях экономики этот пробел уже стремятся восполнить. Например, на Ямале ведущие предприятия этого газового региона сегодня присматривают трудовые кадры уже на стадии подготовки в училищах и вузах. Будущих рабочих приглашают на практику, дают возможность проявить инициативу в конкретном деле.

            Самый главный стимул – предоставление молодым рабочим возможности кадрового роста. Не стоит забывать, что руководители многих предприятий начинали свою карьеру с рабочей профессии.

            С другой стороны, люди, которые строили БАМ, Магнитку, Днепрогэс и другие важнейшие объекты производства в нашей стране, до сих пор гордятся своей сопричастностью к великим стройкам ХХ века. Проекты подобных масштабов есть в стране и сегодня. Рано или поздно Россия переболеет культом денег и роскоши. И место «героев капиталистического труда» наряду с талантливыми бизнесменами и банкирами по праву займут наследники пролетариата. В конце концов, золотые руки нужны в стране ничуть не меньше, чем сообразительные мозги.

Соответствуют ли содержанию текста следующие предложения?

  1. В настоящее время в России ощущается нехватка квалифицированных специалистов рабочих профессий.
  2. В настоящее время в стране развернута пропаганда, целью которой является популяризация среди молодежи рабочих специальностей.
  3. Одним из основных положений советской идеологии являлся культ рабочих и крестьян.
  4. Профессия рабочего не является престижной, т.к. простой рабочий никогда не сможет достичь более высокого положения в обществе.
  5. В настоящее время в нашей стране нет таких масштабных проектов, участием в которых могли бы впоследствии гордиться рабочие люди.
  6. Для поднятия авторитета рабочих профессий необходимы в первую очередь материальные стимулы.
  7. Труд рабочих в Советском Союзе оплачивался хорошо, и сейчас положение мало изменилось.
  8. Быть квалифицированным рабочим сейчас невыгодно, потому что многие работодатели предпочитают нанимать иностранных рабочих, которым можно платить меньше.
  9. В стране нет государственной программы поддержки рабочего класса, но некоторые предприятия уже начинают самостоятельно заботиться о подборе молодых рабочих кадров.

Задание 2. Прочитайте ответы на вопросы интервью чемпионки мира по шахматам Александры Костенюк и определите, какой вопрос соответствует каждому ответу.

            Обыграв китайскую гроссмейстершу Хоу Ифань Александра Костенюк стала 12-й по счету шахматной королевой. Таким образом, после 17-летнего отсутствия шахматная корона вновь вернулась в нашу страну.

  1. ………………………………………………………

- После того как я родила ребенка, у меня действительно появилась дополнительная мотивировка стать чемпионом мира. Хотя я четко разграничиваю сферы своих интересов. Шахматная жизнь для меня важна, но я стала мамой, и это сейчас самое главное.

  1. …………………………………………………….

- Не знаю, можно ли усталость, хроническое недосыпание связывать со стимулирующим моментом… Почти все чемпионки сначала завоевывали шахматную корону, а затем рожали детей. У меня всё наоборот. А это непросто далось.

  1. …………………………………………………………

- Я понимаю, что сегодня человек для достижения своей цели может пойти на что угодно. Но все-таки мы люди, и ценой здоровья нельзя добиваться подобных успехов. К тому же, шахматистам тяжело попасть в фармакологическую зависимость, потому что шахматы не совсем спорт. Это род творческой умственной деятельности. Одной химией здесь преимущества не добьёшься.

  1. ………………………………………………

- В Поднебесной создана великолепная школа подготовки шахматистов, и неслучайно за последние 17 лет три представительницы этой страны были чемпионками мира. Секрет китайского мастерства прост – необыкновенная трудоспособность и постоянные тренировки. Китайские шахматистки находятся на сборах по 300 дней в году – такого усердия больше нигде в мире не увидишь.

  1. ………………………………………………………………

- Я тоже стараюсь как можно больше заниматься. Перед человеком, который целенаправленно работает, любит свое дело, открываются все двери.

  1. ……………………………………………………………..

- Вы меня не сможете склонить к разговору о расовой предрасположенности к умственной или какой-то другой человеческой деятельности. Согласно исследованиям ученых, у людей больше общего, чем различий, а отличаемся мы на генном уровне друг от друга миллионными долями процента. Очевидно, африканцам шахматы не так нужны. Если в какой-то стране наш вид спорта непопулярен, то зачем надеяться на то, что там вдруг появятся великие гроссмейстеры?

7. ……………………………………………………

- Все зависит от позиции. Можно даже видеть на один ход, и этого будет достаточно. Чем меньше фигур на доске, тем дальше расчет.

      8. ………………………………………………….

- Думаю, женщинам такая «война миров» просто неинтересна. Для меня, например, шахматы – это борьба двух личностей, характеров, психологий.

      9. ………………………………………………………

- К сожалению, разрыв по гонорарам очень большой. Вот сейчас на чемпионате мира весь призовой фонд на 64 шахматистки составил 450 тыс. долларов, а на предстоящей встрече за шахматную корону Ананд – Крамник будут разыграны 1,5 миллиона евро.

ВОПРОСЫ:

А) Если шахматы, как вы сказали, не совсем спорт и физические данные не играют в них никакой роли, возможны ли поединки за шахматное первенство между мужчинами и женщинами?

Б) В шахматах возможно применение генных, психологических, каких-то других допингов?

В) Тяжело ли было пробиваться через «великую китайскую шахматную стену»? Ведь спортсмены КНР как никто другой нацелены на победу.

Г) Вы достаточно долго шли к чемпионскому титулу. Сказался ли на вашей победе тот факт, что вы стали мамой?

Д) Каков был главный стимул, помогавший вам в стремлении к победе?

Е) Можно ли сказать, что вы играли под воздействием материнского допинга?

Ж) Объясните мне, почему есть гениальные африканские бегуны, но нет африканских шахматистов?

З) Насколько призовые деньги у мужчин-шахматистов больше, чем у женщин?

И) А ваш секрет успеха в чём кроется?

К) Чем вы готовы были пожертвовать ради получения шахматной короны?

Л) Почему женщины – гроссмейстеры не сражаются с компьютерными монстрами?

М) На сколько ходов вперед должен видеть шахматист?

Задание 3. Прочитайте тексты и выберите тот, где говорится о некоторых условиях аренды квартир в России.

А)

конституция российской федерации

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Б)

имейте в виду

Версия, №24 (98), 2000

... Нужно грамотно составить договор о найме жилья. Если вы снимаете неприватизированную квартиру, обязательно требуйте от хозяев заключения договора поднайма, поскольку «нанимателем первого уровня» является именно он, арендуя квартиру у государства. Запомните, что, если договор поднайма заключён правильно, хозяин может выселить вас досрочно только в судебном порядке... В договор необходимо внести разделы о неизменности цены и условиях досрочного освобождения жилплощади по инициативе хозяина.

Задание 4. Прочитайте текст и выберите правильный вариант ответа

одиночество

/.../ Покромцевы, муж и жена, вышли на палубу. Они были женаты уже три месяца - именно такой срок, после которого молодые супруги особенно охотно посещают театры, гулянья и балы, где, затерявшись в толпе чужих людей, они глубже и острее чувствуют взаимную близость, обратившуюся в привычку за время медового месяца. ... Становилось свежо. У Веры Львовны вдруг появилось непреодолимое желание прильнуть как можно ближе к своему мужу, спрятать голову на сильной груди этого близкого человека...

            Пароход стал двигаться осторожнее... На правом берегу показались смутные очертания высокой горы с легкой, резной, деревянной беседкой на самой вершине.

            - Ах, Володя, посмотри, какая прелесть! - воскликнула Вера Львовна. - Совсем кружевная беседка... Вот бы нам с тобой здесь пожить...

            - Я здесь провёл целое лето, - сказал Покромцев.

            - Да? Неужели? Это, наверное, чьё-нибудь имение?

            - Князей Широковых. Очень богатые люди... Ни дурные, ни хорошие... Весёлые люди...

            Она не видела его лица, но чувствовала, что, произнося эти слова, он слегка разглаживает концами пальцев свои усы и что в его голосе звучит улыбка воспоминания. Он замолчал, продолжая улыбаться своим воспоминаниям. Тогда Вера Львовна сказала:

            - Ты смеёшься... Ты, верно, вспомнил что-нибудь интересное?

            - О нет... Ничего... Ровно ничего интересного, - возразил Покромцев и крепче обнял талию жены. - Так... маленькие глупости... не стоит и вспоминать...

            Вера Львовна не хотела больше расспрашивать, но Покромцев начал говорить сам. Ему приятно было, что его жена узнает, в какой широкой барской обстановке ему приходилось жить. Это щекотало мелочным, но приятным образом его самолюбие. Широковы жили летом в своём имении точь-в-точь как английские лорды. Правда, сам Покромцев был там только репетитором, но с ним обращались, как со своим. Лето промелькнуло удивительно быстро и весело: теннис, пикники, шарады, спектакли, прогулки верхом...

            Вера Львовна слушала его, не прерывая ни одним словом и в то же время испытывая нехорошее, похожее на ревность чувство. Ей было больно думать, что у него в памяти остался один счастливый момент из его прежней жизни, не уничтоженный, не сглаженный их теперешним общим счастьем.

            Беседка вдруг точно спряталась за поворотом. Вера Львовна молчала, а Покромцев, увлечённый своими воспоминаниями, продолжал:

            - Ну, конечно, играли в любовь, без этого на даче нельзя. Все играли, начиная со старого князя и кончая безусыми лицеистами, моими учениками.

            - А ты? Ты тоже... ухаживал за кем-нибудь? - спросила Вера Львовна неестественно-спокойным тоном.

            Он провёл рукой по усам. Этот самодовольный, так хорошо знакомый Вере Львовне жест вдруг показался ей пошлым.

            - Н-да... и я тоже. У меня вышел маленький роман с княжной Кэт. Очень смешной роман и, пожалуй, если хочешь, даже немного безнравственный. Понимаешь, девице ещё и шестнадцати лет не исполнилось, но развязность, самоуверенность и прочее - просто удивительные....

            - Ну и что же? Было весело? - спросила Вера Львовна, стараясь говорить небрежно, и сама испугалась своего внезапно охрипшего голоса.

            Этот голос заставил Покромцева насторожиться. Но какое-то смутное и гадкое чувство, похожее на хвастливое молодечество, тянуло его рассказывать дальше.

            - Вот мы и играли в любовь и в конце лета расстались. Она совсем равнодушно благодарила меня за то, что я помог ей не скучать...

            И он прибавил с деланным смехом:

            - Вообще эта история составляет для меня одно из самых неприятных воспоминаний. Ведь правда, Верочка, гадко всё это?

            Вера Львовна не ответила ему. Покромцев почувствовал к ней жалость и стал раскаиваться в свое откровенности. Желая загладить неприятное впечатление, он поцеловал жену в щёку...

            Вера Львовна не сопротивлялась, но и не ответила на поцелуй... Странное, мучительное и самой ей неясное чувство овладело её душой. Тут была отчасти и ревность к прошедшему - самый ужасный вид ревности, - но была только отчасти. Страшнее всего в этом новом чувстве было сознание того, что Владимир Иванович сделался вдруг для своей жены чужим, далёким человеком и что их прежняя близость никогда уже не может возвратиться. «Что я о нём знаю? - шепотом спрашивала себя Вера Львовна. - Что я знаю о моём муже, об этом человеке, с которым я вместе и ем, и пью, и сплю и с которым всю жизнь должна пройти вместе? Известно ли мне, какой след оставили в его сердце и уме его прежние увлечения? Могу ли я отгадать у него те моменты, когда человек во время смеха внутренне страдает или когда наружной, лицемерной печалью прикрывает злорадство? Как разобраться во всех этих тонких изворотах чужой мысли, в этом чудовищном вихре желаний и чувств, который постоянно, быстро и неуловимо несётся в душе постороннего человека?» /.../

                                                                                  По А.И. Куприну

1. Герои рассказа - мужчина и женщина, которые ...

            а) путешествуют по реке на пароходе;

            б) познакомились на пароходе во время путешествия;

            в) поженились на пароходе.

2. Часть текста представляет собой диалог. Его начало направляет...

            а) автор;

            б) Покромцев;

            в) Вера Львовна.

3. Заключительная часть текста - внутренний монолог Веры Львовны, в котором она ...

            а) описывает свои чувства после рассказа Покромцева;

            б) рассуждает на философские темы;

            в) ищет и не находит ответа на волнующие её вопросы.

4. Настроение Веры Львовны ...

            а) неизменно в течение всего повествования;

            б) меняется постепенно под влиянием рассказа Покромцева;

            в) резко меняется после его слов о любви к княжне Кэт.

5. Перемены в настроении Веры Львовны вызваны...

            а) поведением и словами Покромцева;

            б) ревностью к прошедшему;

            в) мыслями о глубоком одиночестве каждого человека.