Занятие 4

Задание 1. Прочитайте текст и предложения после текста.

Жанна Зайончковская,

директор по науке Центра миграционных исследований:

«Они нужны для роста экономики»

            В ближайшие два-три десятилетия миграционная проблема станет для России судьбоносной, как бы громко ни звучали эти слова. Дело в том, что последние 15 лет население нашей страны сокращается. В перспективе это приведет к резкому уменьшению количества работающих граждан. Причина – в низкой рождаемости конца 1980-х и начала 1990-х гг. Ведь как раз сейчас эти люди вступили в трудоспособный возраст.

            Уже с 2009 г. количество рабочих рук будет убывать на миллион в год и больше – такова разница между числом вышедших на пенсию и числом вступивших в трудоспособный возраст. До 2025 г., по разным оценкам, численность трудоспособного населения уменьшится на 18-19 млн. Это довольно точный расчет, поскольку дети, которые за это время пойдут работать, уже родились. Их количество известно. Ну а если тенденции в области рождаемости, смертности и миграции не изменятся, то к середине века население страны может уменьшиться вдвое.

            Что все это значит для экономики? В России занятое население составляет около 70 млн. человек. Если сопоставить эти цифры – 19 млн. и 70 млн., – то станет видно, что на рынке труда образуется огромная дыра. А значит, совсем скоро труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. И в этих условиях нам потребуются иммигранты. Россия в 21 веке по интенсивности их привлечения может сравниться с Америкой 20 века.

            Кто-то полагает, что можно закрыть дефицит трудовых ресурсов за счет повышения рождаемости. Но большая часть специалистов-демографов считает, что рождаемость очень трудно поддается регулированию. В западных странах существует мощная политика поддержки семей с детьми, но к повышению рождаемости она не приводит. Но даже если эксперимент по повышению рождаемости и будет удачным, то, прежде чем «новые» дети пополнят трудовые ресурсы страны, пройдет еще лет 20-30. А как пережить эти «провальные» десятилетия?

            К области мифов относится убеждение, что иммигранты только и мечтают оказаться в России, чтобы захватить ее земли и богатства. В ситуации, подобной нашей, сегодня находятся практически все западноевропейские страны. Да и в других развитых странах демографическая ситуация совсем не простая. Как бы парадоксально это сейчас ни звучало, но после 2050 г. и Китай столкнется со схожей проблемой.

            Сколько же нам может потребоваться иммигрантов? Население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного потока. Значит, для полного возмещения естественных потерь в предстоящие два десятилетия России необходимо более 25 млн. приезжих. То есть более миллиона иммигрантов в год. И не только гастарбайтеров, приезжающих на время. Нужно, чтобы иностранцы постепенно вливались в число постоянных жителей нашей страны. Иммигранты необходимы прежде всего для того, чтобы росла экономика, чтобы мы сохранили свой уровень жизни и по возможности его повысили, а не стали беднее.

            На кого нам стоит рассчитывать? Миграционный потенциал русских и других народов стран СНГ, по нашей оценке, не превышает 6-7 млн. человек в период до 2025 г. Главным образом, это узбеки, таджики, киргизы. Потенциал закавказских народов почти исчерпан. Прирастать мы будем в основном китайцами. Их и сейчас в России довольно много, хотя и не 2 миллиона, как часто сообщают. Выходцев из поднебесной примерно 500-600 тысяч.

            Перед политиками стоит сложный выбор. Им придется решать: либо мы резко увеличиваем прием иммигрантов, либо фактически потеряем часть территории страны и ослабим собственную экономику.

Соответствуют ли содержанию текста следующие предложения?

1.      Чтобы в России хватало рабочих рук, нужно в первую очередь увеличивать рождаемость.

2.      Население в России уменьшается на протяжении последних 50 лет.

3.      Политика поддержки семей с детьми не приводит к росту рождаемости.

4.      Российской экономике не выжить без привлечения рабочей силы из-за границы.

5.      Большинство иммигрантов, на которых может рассчитывать Россия, - выходцы из стран Средней Азии и Закавказья.

6.      Через несколько десятилетий в Китае будет ощущаться нехватка трудовых ресурсов.

7.      В ближайшее время количество трудоспособного населения в России каждый год будет сокращаться на миллион человек.

8.      России не нужны постоянные жители из-за рубежа, иммигранты ей нужны только как рабочая сила.

Задание 2. Прочитайте ответы на вопросы интервью российской киноактрисы Елизаветы Боярской и определите, какой вопрос соответствует каждому ответу.

1. - …

– Период XIX – начала XX века мне всегда был ближе и интереснее, чем современность. Мне кажется, что раньше отношение ко многим вещам в обществе – к семье, религии, браку, воспитанию – было более глубоким и тонким, чем сегодня. Тогда в России жила другая порода людей… Лично мне очень не хватает мироустройства того периода.

2. -…

– Да! Знаю, звучит это странно, и я сама не понимаю, откуда во мне эта тоска. Если бы мне было 120 лет, это еще куда ни шло. А тут… Вообще я не чувствую себя современной девушкой. Конечно, я пользуюсь мобильным телефоном, иногда выбираюсь на тусовки. Но все это лишь попытка сосуществования, соотнесения себя с сегодняшним днем. Меня угнетает, что сегодня миром правят глянец, гламур, деньги. Много пены, пустоты, поверхностности и крайне мало чего-то настоящего, глубокого.

3. - …

– Очень и очень смутное. Все мои знания сводились к тому, что написано в учебниках истории. А о Колчаке там рассказывалось всегда сухо, коротко и однозначно отрицательно. Сейчас же для меня адмирал не просто историческая личность, не просто человек, а любимый человек! За те два года, что шли съемки, я успела по-настоящему полюбить этого мужчину.

4. - …

– Изменений особых не наблюдается. Роль Анны Тимирёвой – главное, что произошло со мной за последнее время. Я по-другому стала относиться к слову «любовь».

5. - …

– Это случается в основном в провинции. Например, недавно ездили на гастроли на Дальний Восток, и у нас была остановка в Хабаровске. И меня, и других артистов узнавали практически все. В провинции народ более внимательный и менее искушенный. А в Питере и в Москве я совершенно спокойно хожу по улицам.

6. - …

– Ни в коем случае! Как раз наоборот – меня это только радует! Повышенное внимание очень обязывает. Но я понимаю: при удачной карьере узнавание рано или поздно придет. Это издержки профессии, и нужно к этому быть готовым.

7. - …

– Роли-то предлагают разные, но вот сценарии, как правило, плохие. Они даже не ужасные, а чудовищные! Я не понимаю, как и почему в сценарном цехе вдруг так упала планка. Мне обидно. Ведь почему сегодня снимается множество ремейков? Да потому что новых качественных сценариев крайне мало. Вот режиссеры и копаются в старом материале.

8. -…

- Я еще не встречала такого человека, который вызвал бы такие чувства, как герой Хабенского – Колчак. Я понимаю, что умею так любить, но не знаю, дождусь ли такой любви.

ВОПРОСЫ:

А) «Адмиралъ» - второй масштабный проект в вашей биографии. А что изменилось в жизни после «Иронии судьбы-2», которую посмотрел едва ли не каждый второй россиянин?

Б) Знаю, после «Иронии» вам поступает масса предложений от режиссеров, которые вы чаще всего отклоняете. Что предлагают играть? Гламурных барышень?

В) Действие фильма «Адмиралъ» разворачивается в начале ХХ века. За время съемок у вас сформировалось какое-то отношение к этому историческому периоду нашей страны?

Г) Вы прожили большую любовь на экране, а как с этим обстоит в жизни?

Д) Прежде чем прочли сценарий фильма, вы имели хоть какое-то понятие о том, кто такой Колчак?

Е) Ну а на улицах-то хоть узнавать начали?

Ж) Вы считаете себя не современной?

З) Наверное, вас как молодую, амбициозную актрису расстраивает, что люди не видят в вас знаменитость?

И) Скажите честно, вы еще не наблюдаете у себя проявления «звёздной болезни»?

К) Вы сейчас говорите так, будто тоскуете по времени, в котором не жили…

Задание 3. Прочитайте тексты и выберите тот, в котором речь идет о праве потребителя на обмен товара.

А)                                            Статья 25

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Б)        …Негарантийными случаями, когда продавец не имеет обязанности устранять недостатки за свой счет, принято считать случаи:

·         небрежного обращения (например, механические повреждения, вызванные падением или ударом);

·         воздействия внешних факторов, не совместимых с работоспособностью изделия в дальнейшем (например, пролив жидкости на ноутбук или фен и т.д.);

·         неправильной транспортировки и хранения товара (например, транспортировка монитора без фиксации и материалов, смягчающих удары о металлические части кузова автомобиля, и т.д.).

В)

Очень часто нарушаются права потребителей при удовлетворении продавцом  срока  возврата денежной суммы за товар надлежащего качества, который  не подошёл по  форме, габаритам, фасону, расцветке,  размеру либо комплектации.

Указанное право потребителя на обмен товара надлежащего качества закреплено в  статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

 В случае,  если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы, которое  подлежит удовлетворению в течение трёх дней со дня возврата указанного товара.


        
Задание 4. Прочитайте отрывок из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и выполните задания.

            Лошади стали у почтового домика. Вошедши в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына… Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал. Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. «Узнал ли ты меня? – спросил я его, – мы с тобою старые знакомые». – «Может статься, – отвечал он угрюмо, – здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало». – «Здорова ли твоя Дуня?» - продолжал я. Старик нахмурился. «А бог ее знает», – отвечал он. «Так видно она замужем?» – сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса, и продолжал читать мою подорожную. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Любопытство начинало меня беспокоить, и я надеялся, что пунш разрешит язык моего старого знакомца.

            Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость. На втором стакане сделался он разговорчив…

            «Так вы знали мою Дуню? – начал он. – Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто не проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та серёжками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а на самом деле чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает. … Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не уйдешь; что суждено, тому не миновать». Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе.

            Три года назад, однажды в зимний вечер… тройка подъехала, и проезжий в военной шинели вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос; но Дуня, привыкшая к таким сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую шапку и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать… Позже молодому человеку сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать… Как быть! Смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать за лекарем.

            На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком и села со своим шитьем у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своею рукою пожимал Дунину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дня через два ему можно будет отправляться в дорогу. Гусар вручил ему 25 рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.

            Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил, насвистывал песни, разговаривал с проезжими и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась в церковь. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь господин не волк и тебя не съест; прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

            Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам в церковь. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было нигде. … Смотритель пошел домой ни жив ни мёртв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Выберите правильный вариант.

1.    Самсон Вырин вызывает у рассказчика …

а) улыбку;

б) презрение;

в) сочувствие.

2. При упоминании имени Дуни станционный смотритель расстроился, потому что …

а) дочь покинула его против его воли;

б) у него с дочерью всегда были сложные отношения;

в) его дочь умерла.

3. Можно предположить, что Дуня привлекала людей

а) красотой и добрым характером;

б) услужливостью;

в) веселым и общительным нравом.

4. Молодой гусар оставался в доме смотрителя несколько дней …

а) по причине болезни;

б) потому что ему очень понравилась Дуня;

в) так как ему требовался отдых после долгой дороги.

5. Молодой человек предложил подвезти Дуню до церкви, так как …

а) хотел таким образом отблагодарить ее за гостеприимство и помощь;

б) сам тоже собирался посетить храм;

в) у него уже было намерение увезти Дуню.

6. Этот отрывок представляет собой …

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.