Тренируемые умения и навыки: способность тестируемого достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом характера социальных и поведенческих ролей.
1. Представьте себе, что Вы обсуждаете с друзьями только что увиденный фильм. Ваши точки зрения совпадают. Выскажите аналогичное мнение другими (неоднокоренными) словами.
- Мне эта комедия очень понравилась.
- ...
- Артисты играют великолепно.
- ...
- Сюжет занимательный.
- ...
- Всё время хочется узнать, что будет дальше.
- …
2. Вы обсуждаете с другом фотовыставку, которую посетили недавно. Ваши точки зрения не совпадают. Возражайте другу, используя антонимичные конструкции.
- Я не очень доволен, что мы пошли на эту фотовыставку.
- …
- Ну и что там было смотреть?
- ...
- На мой взгляд, выставка посредственная.
- …
- Сюжеты фотографий совсем неинтересные, даже скучноватые.
- …
- Герои фотографий несовременные, непонятно, в какие годы это снималось.
- …
- Действительность представлена в розовом свете.
- …
3. Вы обсуждаете с другом компанию, в которой вы провели вечер накануне. Ваши точки зрения совпадают.
- Интересно мы провели время вчера.
- …
- Ребята были в компании весёлые и жизнерадостные.
- …
- Сколько нового я от них узнал!
- …
- Хотел бы я ещё раз с ними встретиться.
- …
- А девчонки какие симпатичные!.
- …
- Я со всеми успел перезнакомиться. И мне кажется, что мы им тоже понравились.
- …
4. Вы разговариваете с другом, который только что купил новый телевизор, а теперь считает, что его выбор неудачен. Возразите другу и убедите его в правильности сделанного выбора.
- Какой неудачный телевизор я выбрал. Экран маленький. Я думал, что по диагонали 50 см – это большой экран, а на самом деле всё совсем не так.
- ...
- На экране всё время рябь какая-то.
- …
- Краски бледные, яркости совсем нет.
- …
- Далеко не все каналы работают. Первый, третий, второй совсем плохо показывает, а остальных и вовсе нет.
- ...
- Да и вообще оказалось, что это устаревшая модель, сейчас предпочитают телевизоры с плоским экраном. А я поздно об этом узнал.
- …
- И за всё это я заплатил такие деньги! Не стоит он того, честное слово!
- …
5. Просмотрите видеосюжет. Составьте монолог-рассуждение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. Экзюпери), связанную с решением морально-этической проблемы - ответственности человека за своих друзей и близких. В качестве примеров и иллюстраций при рассуждении используйте материалы видеосюжета из фильма «Осенний марафон».
6. Вы – директор туристической фирмы. Вы получили служебную записку от своего сотрудника, отвечающего за отправку туристической группы в г. Харбин.
Уважаемый Иван Николаевич!
Группа туристов не смогла вылететь в г. Харбин 15 августа рейсом 1326 в 19 часов 30 мин. по уважительным причинам.
И.В. Иванова.
Проведите с Ивановой беседу, в ходе которой Вы должны:
- обозначить тему разговора;
- выяснить причины (объективные и субъективные), приведшие к срыву программы;
- высказать собственный взгляд на случившееся;
- сделать вывод и объявить о своём решении.
7. Примите участие в обсуждении проблемы «Семья и современное общество».
Примерный сценарий проведения беседы
Сценарий речевого поведения преподавателя |
Реплика-стимул |
Схема речевого поведения тестируемого |
1. Определение темы и круга возможных проблем. Запрос аргументации. |
Сейчас одна из важнейших проблем … Как Вы относитесь к этой проблеме? |
Предъявление и обоснование значимости проблемы. |
2. Представление альтернативных мнений |
Одни считают, что …, а другие считают, что … А как Вы считаете? |
Присоединение к одному из мнений. |
3. Декларирование противоположного мнения |
Объясните, что Вы имеет в виду? |
Несогласие с мнением собеседника. Аргументация собственной точки зрения. |
4. Представление конкретной проблемной ситуации. Запрос ее возможного решения. |
Но представьте: Вы оказались в ситуации, где … Что бы Вы делали в этом случае? |
Представление возможного решения. |
5. Высказывание собственной точки зрения |
А как Вы думаете, почему так происходит? Как Вы можете оценить происходящее? |
Опровержение мнения собеседника. |
6. Настаивание на собственной точке зрения (выражение сомнения в высказанной точке зрения)
|
А что вы предлагаете ...? Обоснуйте своё мнение. |
Настаивание на собственной позиции. |
7. Запрос иллюстративной информации (обращение к личному опыту собеседника) |
Вы не могли бы рассказать о такой ситуации? |
Описание конкретной ситуации. |
8. Запрос сравнения |
А Вы можете сравнить ... ? Чем отличаются ... и ... ? В чем их сходство? |
Выражение сравнения. |
9. Запрос рекомендации |
А как Вы думаете ...? Как Вам кажется, возможно ли... ? |
Рекомендация. |
10. Запрос разъяснения понятия |
Что значит «...»? Как Вы понимаете «...»? |
Разъяснение понятия. |
11. Запрос вывода |
Сделайте вывод, пожалуйста.
|
Вывод. |
ЖЕНИТЬСЯ ИЛИ НЕ ЖЕНИТЬСЯ?
«Люди сильнее любят друг друга, если не живут вместе»,- говорил Ницше. В Х1Х веке эта мысль не слишком затронула человечество: народы были озабочены глобальными проблемами типа мировой революции. Лишь спустя столетие люди обнаружили, что (сознательно или нет) следуют ницшеанскому постулату. Более 40% взрослого населения Европы избегают вступления в брак. В России эта цифра приближается к 30%. Зачем мужчине жениться, если современная бытовая техника и доступные сервисные службы прекрасно позволяют обходиться без жены-домохозяйки; зачем женщине выходить замуж, если внебрачный секс стал нормой, а зарабатывает современная девушка не хуже иного мужчины?
Во всём мире среди холостяков до 45 лет преобладают мужчины: во-первых, на этом жизненном этапе их просто больше, чем женщин. Во-вторых, молодые женщины (особенно в России) до сих пор находятся под давлением общественного мнения и боятся роли «старой девы», в то время как молодые люди «берегут свободу». В-третьих, брак, где жена значительно моложе мужа, воспринимается обществом легче, чем брак, где моложе муж, - так что женщины часто выходят замуж за представителей старшего поколения, оставляя в одиночестве своих ровесников. В более позднем возрасте соотношение меняется: женщины живут дольше, чем мужчины, поэтому вдов больше, чем вдовцов. Меняется и психология: мужчина, побывавший в браке, боится развода и не выносит одиночества. Разведённый мужчина стремится к новому браку, разведённая женщина его избегает. Веским аргументом в пользу брака для мужчины является страх перед старостью. Ему надо жениться, чтобы было кому стакан воды подать, женщина же отдаёт себе отчёт в том, что воду стаканами скорее всего будет носить именно она.
Некоторые учёные отмечают, что откладывание регистрации брака – симптом капитализма. Психология сознательного одиночки выражается во фразе: «Я достаточно зарабатываю на себя, но недостаточно на семью». Причём в наше время подобная рассудительность свойственна в равной степени и мужчинам, и женщинам. Но если в развитых европейских странах успешная карьера и финансовая стабильность – лишь необходимые условия для последующего создания семьи, то в России человек, достигший определённого социального и финансового уровня, зачастую теряет интерес к браку, предпочитая быстротечные, ни к чему не обязывающие романы.
«Надо признать, что объективно семья – это дорогая вещь, - комментирует доктор философских наук Галина Силасте. – Создание её требует немалых материальных ресурсов, однако, по результатам опросов, восприятие семьи как главной жизненной ценности за последние 10 лет не только не ослабло, а даже окрепло».
Современная тенденция «сначала работа, потом дом» не отменила института семьи, хотя заметно видоизменила его. Если человек до 30 лет делал себе имя и деньги, то он не сможет так просто от всего отказаться. Поэтому в конце ХХ века всё большее распространение получает так называемый «гостевой брак». «Одной из причин его развития является болезненное восприятие женщиной и мужчиной понятия личной свободы», - поясняет Галина Силасте. Если при этом супруги в финансовом плане не зависят друг от друга, то получается идеальный брак, где всю жизнь будет очень много романтики и совсем мало быта.
По материалам прессы