События года

25 декабря 2023

Книговедческими исследованиями раритетов из фонда редких изданий Научной библиотеки завершается 2023 год, объявленный президентом России В.В. Путиным как Год педагога и наставника. В формате проекта «Выставка одной книги» сотрудники сектора научных исследований представляют исследуемые источники на трех выставках: «Пусть просвещение волнует век», «П.Ф. Лесгафт – теоретик семейного воспитания», «А.И. Галич – основоположник ораторского обучения в России».

В книговедческих исследованиях акцентировано внимание на истории издания и бытования экспонатов, а также даны сведения об авторах, издательствах и специфике содержания исследуемых книг. Результаты исследования представлены на сайте Научной библиотеки ДВФУ в рубрике «Виртуальный книговедческий лекторий».

Выставку открывает раритетное старопечатное издание «Духовный регламент, благодатию и милосердием человеколюбца Бога, тщанием же и повелением Богом данного… Государя Петра I», перепечатанное с Московского 12 издания от 6 апреля 1818 года благословением Святейшего Правительственного Синода в Киево-Печерской типографии в 1823 году по велению Императора Александра I. 

Данной книге-юбиляру со времени выхода из печати исполнилось 200 лет. По хронологии раритет относится к книжным памятникам России. Его автором является Феофан (в миру – Елисей Прокопович) – священник с европейским высшим духовным образованием, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный ученый. С 1716 г. находился при царе Петре I как его сподвижник, советник и главный помощник. Феофан был назначен вице-президентом Духовной коллегии (Синода) Указом Петра I в 1721 г.

«Духовный регламент…» – важный законодательный акт, главный и знаковый юридический документ, закрепивший в 1721 г. церковную реформу в России при императоре Петре I Алексеевиче (1672–1725) и определявший правовой статус Православной церкви в России (РПЦ) до 1917 г. под управлением Духовной коллегии – Святейшего Синода (синодальный период).

В «Духовном регламенте…» идея Феофана Прокоповича и Петра I о подчинении церкви и духовенства светскому государству приобрела силу закона. Это объективно способствовало освобождению из-под опеки духовенства общественной и интеллектуальной жизни России, прежде всего науки, литературы, искусства. Большое внимание в сочинении уделяется вопросам духовного образования. Им посвящен ряд параграфов второй части книги. На первое место автором ставилась проблема отбора учителей. Здесь также приводится подробная программа создания духовных училищ. Училища должны были быть закрытыми учреждениями монастырского типа во главе с ректором и префектом. Российская церковь, по мнению составителей «Духовного регламента…», становилась одной из составных частей системы воспитания, образования подданных Российской Империи и государственного контроля над ними.

Оригинал цифровой копии: (в БД EK)   Духовный регламент :  / составитель Регламента Феофан (Прокопович), 1823. - Текст : непосредственный. . - Киев : Киевопечерская Типография, 1823.  (Владивосток : Научная библиотека ДВФУ, 2023). - 1 файл (22,45 МБ) on-line. - Заглавие с титульного экрана. - Электронная копия печатного издания.

Следующее издание соотносится не только с Годом педагога и наставника, но также с Годом русского языка в СНГ. Для филологов, журналистов, культурологов, историков, политологов, педагогов, для всех, интересующихся ораторским искусством, а также историей русской культуры, на выставке представлен раритет «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук», написанный русским философом, профессором Александром Ивановичем Галичем, изданный в типографии Санкт-Петербургской Академии наук в 1830 году. По хронологии данное издание относится к книжным памятникам России.

По мнению А.И. Галича, обучать ораторскому искусству надлежало, прежде всего, людей, которые будут решать государственные дела, к которым он относил и наставничество, так как «Область сего искусства самая обширная. Оно исходит от Престола Самодержца к подданным – в воззваниях и манифестах; оно торжествует в устах Дипломата, который словом производит в действо то, чего нельзя достигнуть принуждением; господствует на поле брани, одушевляя воинов мужеством; господствует в народных собраниях, на которых происходят совещания о выгодах Отечества; перед Судилищами, где защищает права граждан; в нравоучительных речах, обличая порок и оживляя благородные помыслы; наконец, во всех тех случаях, где требуется наставление».

Ораторскому искусству преподаватель философии Санкт-Петербургского педагогического института А.И. Галич начал обучать лицеистов с мая 1814 г., когда также состоял преподавателем русской и латинской словесности в Царскосельском лицее. З.А. Каменский (доктор философ. наук) в монографии «А.И. Галич» (М., 1995) отмечал, что на лекции А.И. Галича «…ссылались многие декабристы как на источник своего свободомыслия». По словам сотрудника «Русского биографического словаря» А.Е. Ельницкого: «Ученый философ оказался плохим педагогом. Ему нужна была аудитория, а не класс, который нуждался в постоянном наблюдении и в направлении еще неустановившейся мысли у ученика. Но воспитанники относились к нему с любовью».

В книге «Теория красноречия…» А.И. Галич обращал внимание на смысловое содержание высказываний и раскрытие полного значения мыслей по правилам грамматики, логики, эстетики; отмечал психологические начала в риторике. А.И. Галич приводил примеры изобразительно- выразительных средств речи, давал характеристику целесообразности использования некоторых фигур и тропов языка оратором. А.И. Галич считал, что оратору необходимо обладать проницательным умом, богатой, живой и смелой фантазией, образным мышлением, обширными сведениями в науках (особенно в истории, политике, философии, искусствознании и языкознании), среди нравственных качеств он выделял: «пламенную ревность к частному, особенно общему благу, крепкую и непоколебимую волю», а также обращал внимание на физические данные: «приличная наружность, звучный орган голоса, крепкая грудь».

Оригинал цифровой копии: (в БД EK) Галич, Александр Иванович. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой Библиотеки словесных наук А. Галичем, 1830. - 195 с. - Санкт-Петербург : При Императорской Академии наук, 1830. (Владивосток : Научная библиотека ДВФУ, 2023). - 1 файл (29,15 МБ) on-line. - Заглавие с титульного экрана. - Электронная копия печатного издания.

К Году семьи в России на выставке представлено посмертное издание педагогических сочинений, состоящих из трех частей, известного русского биолога, анатома, антрополога, врача, педагога и прогрессивного общественного деятеля Петра Францевича Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданного в 2-х книгах, в Санкт-Петербурге, в 1910 г. Идеи, заложенные П.Ф. Лесгафтом, актуальны для педагогов, психологов, биологов, антропологов, родителей и всех, интересующихся вопросами семейного воспитания и физической культуры.

Раритет издан в типографии А. Бенке, потомственного почетного гражданина г. Санкт- Петербурга. Воззрения Лесгафта П.Ф. по воспитанию детей с конца ХIХ века пользовались огромной популярностью. Поэтому его книги выписывались и прибывали на окраину Российской империи – Владивосток. За период своего бытования книги, хранящиеся в фонде НБ ДВФУ, использовались в различных образовательных учреждениях города, о чем свидетельствуют штампы начала ХХ века.

Большое значение Петр Францевич Лесгафт придавал выявлению условий семейной жизни ребенка и его врожденными характеристиками для формирования полноценной личности. Указывал на ошибки и путаницу в этих вопросах, когда взрослые приписывали ребенку «неблагоприятные явления» как «врожденной его злостности». В семейном воспитании профессор Лесгафт уделял внимание различным детским подвижным играм. Заслугой П.Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания. На первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей врач и педагог, поставил двигательные упражнения. Лесгафт П.Ф. стремился сблизить науку и жизнь для воспитания полноценной человеческой личности. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.

Подростковый возраст считают трудным в школе и семье и в настоящее время. Поэтому интересна характеристика П.Ф. Лесгафта шести типов представителей данного возраста (добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный). Эти характеристики, по мнению ученого, также необходимо учитывать в семейном воспитании, при организации и проведении подвижных игр и физического образования.

Оригинал цифровой копии: (в БД EK) Лесгафт, Петр Францевич. Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 1. Школьные типы (6-е изд.). Ч. 2. Основные проявления ребенка (5-е изд.) / П. Лесгафта, 1910. - [2], IV, [2], 240 с. - (Владивосток : Научная библиотека ДВФУ, 2023). - 1 файл (46,34 МБ) on-line. - Заглавие с титульного экрана. - Электронная копия печатного издания.

Приглашаем студентов и преподавателей посетить «Выставку одной книги» в читальном зале гуманитарных наук по адресу: о. Русский, корпус А, 10 этаж

По заявкам на лекторий по темам источниковедческих исследований в проекте «Выставка одной книги» обращаться к сотрудникам сектора научных исследований: Шамина Наталья Владимировна (Тел.: +7-924-979-14-53); Баубекова Светлана Альбертовна (Тел.: +7-924-233-06-65), а также по корпоративной почте ДВФУ.