Борис Коробец: «Университет играет важнейшую роль в формировании международных связей»

11 сентября 2023 - Новости ДВФУ

В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) в рамках VIII Восточного экономического форума (ВЭФ) открылась Международная конференция АТЭС по образованию (МКО АТЭС). Череда мероприятий стартовала с пленарного заседания «Образование как путь к самореализации: потребности будущего». В дискуссии приняли участие эксперты из 11 экономик АТЭС, которые обсудили будущее образования. 

Представители научно-образовательной элиты России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в ходе дискуссии затронули проблемы и перспективы образования в условиях «нейросетевого бума», подходы к преодолению разрыва между возможностями университетов и кадровыми потребностями реального сектора экономики, а также персонализацию высшего образования.

Во время приветственного слова заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова отметила, что Россия постоянно расширяет сотрудничество со странами АТР в сфере науки и образования. Ежегодно растет количество иностранных студентов, которые выбирают российские вузы. Такие ключевые проекты страны как Передовые инженерные школы и «Приоритет 2030» также способствуют усилению коллаборации с дружественными странами.

По словам ректора ДВФУ Бориса Коробца, университеты играют важнейшую роль в формировании устойчивых международных связей. В частности, регулярное проведение МКО АТЭС играет большую практическую роль в углублении прямого диалога образовательных сообществ региона.

«Здесь, на полях форума мы вместе создаем будущее наших стран. Мы обучаем наших ребят, которые мечтают посвятить свою дальнейшую жизнь служению наших государств и укреплению наших отношений. Я очень надеюсь, что в результате этой конференции, как и в результате многих других, прошедших за эти годы, родятся новые отношения и новые контакты», – подчеркнул глава ДВФУ Борис Коробец.

В ходе конференции эксперты России и стран АТР обсудили меняющуюся роль генеративных нейросетей в образовательной среде.  Их воздействие на качество обучения напрямую зависит от того, как будет урегулировано их использование в образовательном процессе, ведь искусственный интеллект (ИИ) может как помочь студентам работать более эффективно, так и привести к злоупотреблению его возможностями. 

ДВФУ имеет хороший задел в комплексных исследованиях искусственного интеллекта. Дальневосточный центр ИИ разрабатывает модели прогнозирования тропических циклонов и мониторинга популяции редких животных. Этот год стал особенно знаковым – ДВФУ вместе со Сбером, якорным партнером Центра, достигли договоренности с Ханойским госуниверситетом об открытии Российско-вьетнамского центра ИИ, который станет витриной технологических и цифровых решений России и Вьетнама для научного и бизнес-сообщества Азии. Одним из приоритетов деятельности Центра ИИ ДВФУ также стали исследования в области права и этики искусственного интеллекта.

Эксперты отметили, что несмотря на совместные усилия, в экономиках АТЭС сохраняется разрыв между потребностями реального сектора экономики и компетенциями выпускников университетов. Эта проблема затрудняет переход специалистов-инженеров из учебной среды в рабочую. Дальневосточный федеральный университет системно углубляет качественное взаимодействие с индустриальными партнерами. Вуз внедряет модель, в которой лидеры отраслей выступают заказчиками технологий, а университет совместно с партнерами генерирует новые знания, трансформирует их в продукты и готовит команды, способные сопровождать эти разработки в течение всего их жизненного цикла. Так, в 2022 году 24 индустриальных партнера выступили прямыми заказчиками технологий и образовательных программ  в области биомедицины, цифровых технологий, инжиниринга и морских исследований.

Параллельно ДВФУ системно выстраивает механизмы поддержки технологического предпринимательства.  В прошлом году была запущена стартап-студия, где студенты могут презентовать свои бизнес-идеи и получить поддержку, чтобы создать технологичный бизнес. Решения о поддержке их гипотез выносят ведущие предприниматели Дальнего Востока с опытом высокотехнологичного бизнеса.

Обсуждения МКО АТЭС также затронули перспективы персонализации образования и признания квалификаций между экономиками АТЭС. Дальневосточный университет успешно двигается по этому пути, внедряя новые системы подготовки и развития кадров с мультидисциплинарными компетенциями. Так, в качестве пилотного проекта, в образовательные программы Восточного института был включен широкий спектр микроквалификаций – практикоориентированных курсов от преподавателей, которые владеют спецификой бизнеса или госсектора АТР. Пять учебных модулей по получению прикладных востоковедческих квалификаций, например «Аналитик азиатских рынков» или «Преподаватель»,  в дальнейшем будут внедрены на всех программах подготовки.

Кроме этого, ДВФУ разработал концепцию программы обмена управленческими кадрами в рамках Ассоциации ведущих университетов Азии (APRU). В планах университета  запустить ее в течение следующего года. В долгосрочной перспективе она будет способствовать формированию единого образовательного пространства в рамках APRU, обеспечивая единые стандарты качества и управления образованием. В рамках этой программы ДВФУ может выступит в качестве моста между Россией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, предоставляя площадку для обмена управленческим опытом.

Напомним, МКО АТЭС традиционно является флагманским мероприятием в международной повестке ДВФУ в рамках ВЭФ. В этом году она проводится 12-й раз, и за это время конференция зарекомендовала себя как значимый механизм для обсуждения и разработки практических рекомендаций по укреплению систем высшего образования в Азии. По итогам экспертных встреч была разработана стратегия развития высшего образования до 2030 г., а предложения по результатам конференции ежегодно представляют на итоговом саммите АТЭС. Это подтверждает статус ДВФУ как флагмана российской образовательной повестки в АТР.