30 апреля 2020 - Новости ДВФУ
ДВФУ представил свой опыт перехода в электронную среду на Московском салоне образования


Как на Дальнем Востоке ведут оцифровку университета и управляют образовательным процессом на основе данных, рассказала проректор по учебной работе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и советник при ректорате Балтийского федерального университета имени Канта Анна Тышецкая. Онлайн-доклад прошел в рамках Московского международного салона образования (ММСО) 2020.

Ключевой набор данных, который позволяет создать цифровую копию университета в ДВФУ, по словам Анны Тышецкой, состоит из трех основных блоков. Первый — где, как и чему обучаются студенты. Второй — какие преподаватели, в каком формате работают со студентами. Третий — образовательные модули и в каком режиме реализуются.

Ежедневно в университете проводят 750 пар с использованием электронной образовательной среды. Как проходит учебный процесс в каждой виртуальной комнате, можно узнать нажатием одной кнопки. Это беспрецедентные возможности собрать различные типы данных, чтобы улучшить качество образования. Эти возможности вызвали долгожданную дискуссию об истинных целях образовательного процесса.

«Когда 14 марта 2020 года Минобрнауки выпустило приказ о переходе на дистанционное обучение, в ДВФУ реализовали то, о чем уже давно думали. У нас не было цели побыстрее подготовить электронное хранилище данных по разным дисциплинам. Ставку сделали на обеспечение возможности контактной работы преподавателя со студентами в онлайн-среде. Преподаватель обладает академической свободой, как именно учить студентов в рамках своей дисциплины, структурировать свой курс. Каждый преподаватель получил свое личное электронное образовательное пространство под каждую дисциплину, где он может использовать различные возможности для коммуникации со своими студентами», — комментирует проректор ДВФУ Анна Тышецкая.

По ее словам, теперь главный вопрос в том, что дальше. Как использовать опыт, полученный в период карантинного «дистанта», чтобы в дальнейшем развить идеи индивидуализации образования и управлять образованием на основе данных?

«Новые технологии снимают многие ограничения в работе преподавателя. Например, можно работать в классе с заданиями разной сложности одновременно. Видеть, как все студенты справляются с заданиями, — говорит Анна Тышецкая. — Не менее важный аспект — снижается административная нагрузка на преподавателя. В очень скорой перспективе «цифровой след», который формируется по итогам реализации дисциплины в электронной среде, позволит оптимизировать огромное количество методической документации, которую обязан сегодня заполнять преподаватель».

По словам проректора, в цифровизации университета важны не сами системы, на базе которых ведется работа, а то, как с их помощью выстраивается учебный процесс.

Кроме того, для качественной оцифровки образования необходима системная работа управленческих команд с преподавателями, которые не всегда могут или готовы использовать все возможности электронных инструментов.

В рамках сессии «Update образовательного процесса: преподаватели в условиях онлайн-обучения (организация, коммуникация, контроль)» участники ММСО попытались ответить на вопросы, как перестроить образовательный процесс в сложившейся ситуации, выстроить коммуникации между обучающимися и преподавателями, организовать образовательный процесс в онлайн от «А» до «Я» и какие инструменты нужно использовать.

Добавим, что участниками деловой программы Московского международного салона образования также стали ректор ДВФУ Никита Анисимов и проректор университета по развитию Дмитрий Земцов. В этом году ММСО впервые проводился в онлайн-формате. 

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru