В ДВФУ разрабатывают первый экспериментальный экраноплан

7 марта 2014 - Новости ДВФУ

Ученые Дальневосточного федерального университета приступают к проектам строительства экранопланов. В вузе создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Экранопланостроение» и выполняется разработка первого экспериментального образца.

Экраноплан — универсальный вид транспорта, который совмещает в себе свойства самолета и морского судна. Принципиальное отличие аппарата заключается в эффективном движении за счет образования аэродинамического «экрана» — динамической воздушной подушки. Опираясь на экран, аппарат летит подобно самолету над водой, заснеженной и ледяной поверхностью, может преодолевать мелководье и отдельные участки суши в любое время года. Экранопланы, разрабатываемые в Приморье, будут обладать повышенной мореходностью для регулярной эксплуатации на морских акваториях. Кроме того, они смогут совершать кратковременные подлёты на высоту до 150 метров.

Использование экранопланов для междугороднего и межрегионального сообщения имеет огромные перспективы для Дальнего Востока России. В отличие от автомобилей, самолетов и морских судов им не нужна дополнительная инфраструктура (дороги, мосты, причалы, аэродромы), они могут высаживать и принимать пассажиров на необорудованном побережье, расходуют мало топлива и более безопасны. 

Ученые ДВФУ в содружестве с инженерами предприятия «Союзмортранс» и ведущими специалистами российского экранопланостроения разработали типоразмерный модельный ряд, рассчитанный на перевозку различного количества пассажиров: от 16 до 110 человек. При этом базовой модификацией считается 16-местный экраноплан. На таком аппарате со скоростью около 200 км/ч можно будет добраться из Владивостока до Большого Камня всего за 11 минут (35 км), путь в Славянку займет 15 минут, а в Находку – 34 минуты.

— С учётом своих свойств и перспективных возможностей экранопланы помогут сделать революционный скачок в развитии и повышении эффективности скоростного морского транспорта. Мы вышли на оптимальный вариант базовой аэрогидродинамической схемы для больших и малых экранопланов и готовы приступить к стендовым аэротрубным испытаниям и строительству экспериментальных образцов. По проектам «Экранофлот-Приморье» и «Экранофлот-ДВ» предполагаются местные междугородние маршруты на Юге Приморья, а также маршруты от Владивостока до Камчатки, Ниигаты, Сокчо, Пусана, Шанхая и других городов и стран. Экономисты дают высокую оценку  эффективности наших проектов, — рассказал генеральный директор ООО «Союзмортранс» Геннадий Федореев.

В условиях растущей потребности в скоростных морских перевозках использование экранопланов в качестве альтернативного вида транспорта принесет большую пользу населению и развитию экономики всего Дальнего Востока. Кроме того, экранопланы могут эффективно использоваться для спасательных операций на море, почтовых перевозок, пограничной береговой охраны.

Елизавета Олофинская,
Olofinskaya@m-p.ru