В ДВФУ увековечат память о советских летчиках, погибших в годы войны вблизи о. Русский (видео)

25 апреля 2015 - Новости ДВФУ

Винт советского самолета Ил-2, потерпевшего крушение у берегов о. Русский в 1944 году, поднят на поверхность со дна моря в ходе совместной операции Подводного клуба и Школы гуманитарных наук ДВФУ и Института биологии моря Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН). Элементом штурмовика решено увековечить память о погибших летчиках Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота, сделав его частью мемориала на территории кампуса Дальневосточного федерального университета.

Проведению операции предшествовала серия разведывательных погружений на месте крушения самолета с участием руководителя Подводного клуба, тренера-инструктора Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ Сергея Тесленко. Обломки фюзеляжа, двигатель, артиллерийское орудие и винт самолета были обнаружены в 800 метрах от м. Ахлестышева на глубине 17 метров. В течение нескольких недель найденные объекты тщательно исследовались, и после консультации с учеными ДВФУ и ДВО РАН было принято решение поднять на поверхность винт.

Согласно архивным данным, штурмовик Ил-2 Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота пропал 21 июля 1944 года. При выполнении задания по корректировке артиллерийского огня по движущейся цели самолет вышел под облачность в районе м. Житкова и на высоте 40-50 метров продолжал полет вдоль восточного берега о. Русского. Через несколько минуты самолет резко перешел на кабрирование с последующим переходом в пикирование и с работающим мотором врезался в воду недалеко от м. Ахлестышева. На борту находились летчик, младший лейтенант Гавриил Марышев и штурман-корректировщик, лейтенант Федор Лопоухов. Последующие поиски самолета и его экипажа оказались безрезультатны. Останки были обнаружены лишь в 2014 году.

— Дальневосточный федеральный университет посчитал своим долгом включиться в работу по изучению места трагедии, находящегося всего в нескольких километрах от кампуса вуза на о. Русском. Мы не только расположены в непосредственной близости, но и обладаем возможностями для проведения такого рода операций, в том числе необходимым научно-исследовательским потенциалом. Наши ученые принимают активное участие в операции, консультируют дайверов на всех этапах, — сообщил историк, заместитель директора Школы гуманитарных наук ДВФУ Кирилл Колесниченко. — Эта находка открывает новые страницы истории Дальнего Востока, имеет огромное значение по сохранению памяти павших в годы войны и воспитанию молодежи на примерах героических подвигов предков.

В год 70-летия Великой Победы поднятый на поверхность винт Ил-2 станет частью памятного мемориала, который по решению руководства ДВФУ будет воздвигнут у Школы гуманитарных наук в кампусе на о. Русском. В дальнейшем дайверы Федерального университета продолжат изучать район крушения штурмовика, искать новые объекты и вместе со специалистами Учебно-научного музея ДВФУ попытаются восстановить все обстоятельства трагедии.

Справка:

Ил-2 — советский штурмовик, созданный под руководством конструктора Сергея Ильюшина. Разрабатывался в конце 1930-х годов, на вооружение стал поступать накануне Великой Отечественной войны. Самолет использовался для ударов по наземным целям и нес различное артиллерийское и бомбовое вооружение, в том числе и реактивные снаряды. Ил-2 — самый массовый самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч машин, которые эксплуатировались вплоть до первой половины 1950-х годов.

Анна Леонтьева,
leonteva.as@dvfu.ru