История

У каждого города есть свои секретные «пароли и явки», которые обладают своей атмосферой и которые нельзя пропустить, если вы приехали во Владивосток.

  • 02-01.jpg
  • 91-01.jpg
  • 104-01.jpg
  • 112-01.jpg
  • 147-01.jpg
  • 178-01.jpg
  • 215-01.jpg

Вот уже более ста лет радуют и удивляют жителей Владивостока и наших гостей здания, созданные талантом Мешкова, Плансона, Гольденштедта, Юнгхенделя, Постникова, Гвоздзиовского, Коновалова, Базилевского, Зеештрандта, Заборовского.

Несколько в стороне от этой славной когорты стоит имя архитектора Вагнера, известного, пожалуй, только единственным шедевром, ставший впоследствии одним из важнейших культурных центров города. Это здание Пушкинского театра, расположенное по современному адресу — улица Пушкинская, дом 27.

Responsive image

В 1884 году Я. П. Ярилов инициировал создание Собрания приказчиков, конторщиков и коммерсантов Владивостока для реализации культурно-просветительской и общественной деятельности. Данная идея не сразу нашла отклик среди представителей торгово-промышленного класса. Для обсуждения деталей в 1887 году была организована поездка около двухсот предпринимателей на о. Русский, где было принято решение о создании Собрания. Я. П. Ярилову была поручена разработка устава, который долгое время пролежал в городской управе в ожидании отправки в столицу для утверждения. Еще до получения официального согласия со стороны правительства Российской империи, но с разрешения губернатора Приморской области П. Ф. Унтербергера был начат сбор средств для покупки участка или помещения для организации. К процессу подключились крупнейшие предприниматели города Владивостока: И. Я. Чурин, Г. Кунст и Г. Альберс, И. Лангелитье, М. И. Суворов, О. Линдгольм и другие. Активное участие в ускорении утверждения устава принял начальник Переселенческого правления и председатель Общества изучения Амурского края Ф. Ф. Буссе. 

К апрелю 1889 года было собрано около 6000 рублей, на которые у купца Х. И. Хагемейера был куплен участок земли с деревянным домом. Оперативно выполненная пристройка к дому дала возможность размесить здесь небольшой театральный зал, буфет, клубные комнаты для игр в лото, карты, шахматы, а также библиотечное помещение. 

В этом же году Министерство внутренних дел утвердило устав Собрания приказчиков. Официальное открытие этой клубной организации, избравшей для себя девиз «Жизнь без труда — воровство, а без искусства — варварство», состоялось 27 декабря 1889 года. 

К 1907 году в старом здании Собранию приказчиков стало тесно, возникла необходимость в строительстве нового просторного помещения. Для решения этого вопроса в мае было созвано общее собрание для утверждения плана и сметы на постройку фундаментального здания по проекту архитектора Вагнера. 26 августа был заложен первый кирпич. 

30 ноября 1908 года Пушкинский театр открыл свой первый театральный сезон. В тот день сцену украшал талант актеров императорского Александринского театра из Санкт-Петербурга: был сыгран спектакль «Сполохи». В 1909 году была сформирована собственная труппа Пушкинского театра, силами которой осуществлялись постановки произведений известных авторов (Грибоедов, Чехов, Крестовский и др.), а также проводились благотворительные вечера, балы-маскарады, детские утренники. Именно здесь жители «далекой окраины», как они сами себя тогда называли, приобщались к искусству Веры Комиссаржевской и Григория Ге, русского народного хора под управлением Ольги Агреневой-Славянской и премьера Мариинского театра Андрея Лабинского. 

Много раз здесь выступали актеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, в газете «Дальний Восток» от 10 декабря 1915 года написали: «Третьего дня Пушкинский театр представлял необычную картину — уголок Японии. Русской публики было очень мало, зато японцы заполнили весь зрительный зал. Смокинги, пиджаки и рядом — кимоно. Японская колония пришла посмотреть своих артистов. Один спектакль дала японская труппа г. Хогэцу Симамура, возвращающаяся в Японию после гастролей по Дальнему Востоку». 

Так во Владивостоке запомнились гастроли театра «Гэйдзюцудза» — удивительного коллектива, объединившего молодых актеров, увлеченных западным искусством. Именно «Гэйдзюцудза» открыл японской публике Метерлинка, Тургенева, Толстого, а во Владивостоке в европейской традиции представив постановки японских авторов. 

С установлением новой власти страна претерпевала различного рода изменения, сказавшиеся и на театре. В 1918 году в нем располагалось командование канадского экспедиционного корпуса. В газетах неоднократно публиковались статьи и заметки, осуждающие захват театра. Одна из них появилась в ноябре 1918 года и содержала резолюцию протеста, принятую на чрезвычайном общем собрании членов Владивостокского торгово-промышленного собрания: «Все союзные командования, входя в Россию, заверяли перед лицом всего мира о полном невмешательстве во внутренние русские дела. На самом же деле мы видим совершенно обратное явление: на каждом шагу попираются интересы русских граждан, а именно союзники, с одной стороны, строят театры, клубы и собрания для своих солдат, а с другой — захватывают помещение культурно-просветительного учреждения, просуществовавшего во Владивостоке более 30 лет. Торгово-промышленное собрание имеет лучшие в городе: библиотеку, школу, курсы, театр и расходует почти все свои доходы на дела просвещения и благотворительности. Казалось бы, такое Общество имеет право на неприкосновенность, а между тем, наши союзники, в лице канадского командования, захватили помещение Общества и тем лишили его членов и их семейства в количестве 700 человек и весь торгово-промышленный класс возможности продолжать свою культурнопросветительскую и общественную деятельность…» («К реквизиции Пушкинского театра», газета «Далекая окраина», 4 ноября (22 октября) 1918 г.). 

Подобные публикации и официальное обращение к командованию канадского экспедиционного корпуса возымели успех — Пушкинский театр был освобожден от постоя военных. На некоторое время здесь возобновилась концертная, театральная, развлекательно-досуговая деятельность. В конце 1919 года Пушкинский театр снова был занят военными, на этот раз — командованием французского экспедиционного корпуса, пребывание которого пагубно отразилось на здании. После революции в театре часто проводились идеологические митинги и городские собрания. В 1932 году театр превратился в Дом Красной армии и флота, а с 1934 года стал выполнять функции Дома культуры моряков. В разные годы на его сцене выступали многие известные артисты, посещавшие Владивосток с гастролями, как, например, Лидия Русланова и Леонид Утёсов. К 1978 году в Доме культуры моряков существовало около 20 взрослых и свыше 10 детских коллективов художественной самодеятельности, которые нередко становились лауреатами краевых конкурсов и фестивалей. 

В трудные годы Великой Отечественной войны здание на Пушкинской улице приютило переброшенный со спектаклями для моряков Тихоокеанского флота театр «Ромэн». Средства, собранные на тех гастролях, были переданы государству на постройку тяжёлого бомбардировщика «Ромэновец». 

После войны на сцене театра выступали Александр Вертинский, Владимир Высоцкий, Елена Образцова, Комаки Курихара, Ансамбль народного танца Игоря Моисеева и другие артисты и коллективы.

Responsive image

Второе рождение Пушкинского театра состоялось 19 октября 1999 года, когда обновлённое благодаря техническому университету здание вновь распахнуло свои двери. В настоящее время театр, входящий в структуру ДВФУ, стал площадкой для презентации культурного, научного и делового потенциала университета.

Responsive image