К такому выводу пришел научно-исследовательский коллектив кластера «Предпринимательство» лаборатории междисциплинарных исследований безопасности и риска на основе изучения результатов опроса «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) за 2018 год.
Об особенностях студенческого предпринимательства в ДВФУ заведующий лабораторией Олеся Бубновская рассказала в докладе на всероссийской конференции Ассоциации ведущих университетов «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе», прошедшей на базе Северо-Кавказского федерального университета. От Школы экономики и менеджмента в мероприятии также приняла участие Маргарита Ибрагимова, руководитель программы «Стартап как диплом».
Студенты ДВФУ положительно относятся к карьере предпринимателя. Однако, начать ее многие хотят, как и большинство обучающихся в России, лишь через пять лет после окончания вуза. Несмотря на то, что индекс предпринимательских намерений и число активных предпринимателей среди студентов ДВФУ чуть ниже, чем в общероссийской выборке, количество потенциальных предпринимателей в дальневосточном вузе такое же. При этом индекс предпринимательской активности студентов ДВФУ превышает общероссийский уровень и приближается к показателю топ-10 стран международной выборки GUESSS. Данные индексы более сбалансированы у студентов ДВФУ по сравнению с общероссийской выборкой, где разрыв между предпринимательскими намерениями и активностью более ощутим.
По экономическим и управленческим специальностям в ДВФУ, как и в России, обучается больше женщин, чем мужчин, причем количество студенток-экономистов ДВФУ превышает общероссийское. Предпринимательские намерения и активность женской части студентов ДВФУ выше, чем мужской, что, возможно связано с региональной спецификой и особенностями вуза. В общероссийской выборке студентов по этим показателям лидируют мужчины.
Студенты ДВФУ недооценивают роль обучения в развитии предпринимательских компетенций, гораздо меньше вовлечены в изучение предпринимательских курсов и программ. Хотя потенциальные предприниматели, планирующие открытие бизнеса после университета, напротив, подчеркивают важность обучения в этой сфере.
В целом, несмотря на высокий потенциал, предпринимателями становится невысокий процент обучающихся. Для усиления вовлеченности в предпринимательство необходима активная предпринимательская среда университета, вариативные форматы курсов и образовательных траекторий по предпринимательству вне зависимости от направления подготовки.
Ранее представители лаборатории рассказывали об опыте реализации проекта GUESSS в России и его значении для развития студенческого предпринимательства на международном форуме в университете Amity (Индия).
Справочно: GUESSS – международный проект, посвященный изучению карьерных предпочтений студенчества и их отношения к предпринимательству. Проводится раз в два года. ДВФУ участвует в проекте с 2013 года. Ссылка на опрос 2021 года: https://tinyurl.com/g21-ru