6 февраля 2023
Будущие учителя-словесники написали коллективную монографию по истории зарубежной литературы
Ярким завершением курса «История зарубежной литературы», который студенты 5 курса профиля «Русский язык и литература» осваивали в течение 8 семестров, стала коллективная монография «Концепция человека в зарубежной литературе второй половины ХХ века».
Руководствуясь принципом, что комплексный анализ художественного текста «должен быть выборочным» (А.Б. Есин), преподаватель дисциплины, доцент Наталия Владимировна Асадчая, предложила на выбор три темы: жанровое своеобразие зарубежной литературы ХХ века, аксиологический контекст и концепция человека. Выбор пал на третий вариант, и в соответствии с этой темой студенты совместно с преподавателем разработали проектный курс, который предполагал изучение ключевых произведений второй половины ХХ века с точки зрения воплощении в них авторской концепции человека.
Конечно, для начала нам нужно было распределить проектные роли и отобрать произведения для анализа.
Отбор текста требовал оперативной работы, погружения в литературный контекст и понимания, что в монографии должны быть представлены произведения наиболее ярких представителей разных стран, основные литературные направления и доминирующая проблематика. С этой задачей успешно справилась Дарья Короткова.
Особого внимания потребовала выработка единой логики нашей монографии, поэтому мы изучили ряд литературоведческих работ и пришли к пониманию ключевой идеи, отраженной во вступительной статье, написанной Полиной Ермаковой.
Студент, выбравший того или иного автора, должен был на занятии представить к обсуждению черновой вариант своей статьи, который в ходе семинара обсуждался остальными, и студенты, и Наталия Владимировна предлагали либо уточнить формулировки, либо дополнить материал в соответствии с темой монографии.
Подготовив все статьи, в том числе заключение (Юлия Шамрай), мы приступили к самому трудоёмкому и кропотливому для нас этапу – корректированию (Полина Андрияс, Анастасия Москаленко и Евдокия Соловьева) и редактированию (Наталья Васильева, Екатерина Курилина, Ульяна Короткова, Мария Мананкова) текстов, а потом – к верстке (Софья Буренок, Алина Мельник) и дизайну (Елизавета Чернышева) монографии.
Одной из задач, поставленных перед нами, было получение внешних рецензий. Ксения Петровская и Кристина Вашута обратились к учителям общеобразовательных школ. Очень приятно было получить положительные рецензии и высокие оценки педагогов:
«Задумка создать коллективную монографию сама по себе является достаточно интересной. В особенности, если этим занимаются обычные студенты, а не литературные критики или литературоведы. Ведь у студентов есть возможность сформировать свой взгляд на некоторые вещи, касающиеся вопросов зарубежной литературы, а именно, тревожащую на протяжении всех времен тему человека и его концепции в литературе того или иного периода», – отметила учитель МБОУ СОШ №130 УГО Г. М. Кулицкая.
Учитель МБОУ «Гимназия №133 УГО» Ж.Л. Масюк написала: «Монография заставляет посмотреть на предложенные произведения под другим углом. Захотелось перечитать многие из них и уловить те же моменты, тот же взгляд, что отразили в своих работах студенты».
Оба рецензента выразили готовность использовать нашу коллективную монографию при изучении произведений зарубежных авторов в старших классах.
Координировала нашу работу Марина Миронич, она же и представила ее к защите.
Мы надеемся, что наша коллективная монография окажется полезной не только студентам, но и учителям и преподавателям высших учебных заведений. Сплочённость и ответственность студентов 5 курса позволили воплотить в жизнь изначально показавшуюся сложной работу.
В настоящее время идёт подготовка коллективной монографии к печати.
Марина Миронич,
Дарья Короткова,
студентки гр. Б2118-44.03.05рл.
.