Новости

24 апреля 2020
Преподаватели Школы педагогики поделились впечатлениями от электронного обучения

С 23 марта образовательная деятельность в Дальневосточном федеральном университете осуществляется в дистанционном формате. Электронную среду как основное пространство взаимодействия в образовательном процессе вместе со всем университетом осваивают и в Школе педагогики. Несмотря на экстренный и вынужденный характер принимаемых мер, процесс перехода к онлайн-обучению прошел успешно. И студенты, и преподаватели отмечают, что электронное обучение оказалось весьма интересным, так как позволило сохранить качество образовательного процесса и привнести в него некую новизну.

В период подготовки к обучению в электронной образовательной среде незаменимую помощь оказали сотрудники кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения. Старшие преподаватели Анкудинова С.А., Непочатых И.А., Панченко В.И., Сепик Т.Г., Фалалеева О.Н проводили консультации для преподавателей Школы педагогики по различным вопросам использования электронных средств обучения (например, системы LMS и Google), организации видеоконференций (Zoom, Google Meet). Доценты Жигалова О.П. и Бажина П.С. вместе с волонтерами из числа наших студентов оказали практическую помощь профессорско-преподавательскому составу в использовании ИКТ. Более 30 педагогов вуза получили необходимую поддержку.

Доцент кафедры исторического образования Лихарева Оксана Анатольевна отмечает, что дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. «Эти технологии стимулируют обучающихся развивать самомотивацию и самообучение. Они идеально подходят для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении. Полагаю, что это перспективный формат занятий и его можно успешно сочетать с традиционными формами обучения», — приходит к выводу Оксана Анатольевна.

По словам педагогов, появилась возможность быстрой передачи данных и обмену полезными ресурсами во время совместной работы в общем коммуникационном пространстве – в этом смысле занятия стали более интерактивными. В аудитории это занимает намного больше времени, а иногда демонстрация каких-то наглядных материалов невозможна по техническим причинам. Так, работа на платформе MS Teams, например, позволяет сразу нескольким преподавателям работать с одной группой сообща, создавая новые интересные проекты.

Старший преподаватель кафедры образования в области восточных языков и востоковедения Кравчук Александр Иванович оценил достоинства дистанционного обучения, коррелирующие с его профессиональной областью (обучение практике устной и письменной речи китайского языка): «Важным преимуществом являются широкие коммуникационные возможности по обмену информации. Все участники онлайн-обучения постоянно общаются между собой в чатах и мессенджерах. В результате формируется некое профессиональное сообщество, общение в котором продолжается даже после урока. Всё это позволяет постоянно «быть в теме», сохранять и обмениваться опытом, кейсами, новостями, техниками работы, приёмами оптимизации и т. д. В своей работе я лично часто обмениваюсь опытом с коллегами из Китая, Японии и США. Новые возможности также позволяют подключать носителей изучаемого языка для решения коммуникативных задач и оказания экспертной помощи. Здесь стоит отметить режим взаимодействия студентов в отдельных комнатах во время конференции в Zoom или режим общения ученика с чат-ботом (двойником преподавателя), алгоритм которого заранее задаёт преподаватель. Такой бот способен автоматически брать на себя часть функций преподавателя (например, отвечать на вопросы по заданному домашнему заданию, проводить тестирование, оценивать результаты самостоятельной работы). Кроме того, наши занятия записываются. В случае пропуска занятия по уважительной причине, студент имеет возможность пересмотреть все чуть позже».

Вместе с тем, педагогам приходится и преодолевать определенные трудности организации образовательной деятельности в электронной среде. «Ограничения у дистанционного формата, несомненно, есть. Это и технические особенности онлайн-ресурсов при организации одновременной работы студентов в указанное время и возможные сбои; и необходимость самоорганизации студентов, как временной, так и деятельностной, на что не всегда способны все обучающиеся. Также вызывает затруднение отсутствие непосредственного контроля над работой студентов, особенно в случае, когда они не реагируют на обращение преподавателя и несогласованность объема заданий для студентов. Однако, непосредственное использование дистанционного формата обучения преподавателями и студентами филиала – это возможность прочувствовать на себе особенности использования электронных средств обучения, оценить как плюсы, так минусы подобного формата», — справедливо подчеркивает Панченко Вера Ивановна, старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения.

Напомним, в Школе педагогики образовательный процесс переведен в электронную среду с 23 марта. Такой формат позволяет сохранить качество обучения, но исключает непосредственный контакт студентов и преподавателей в аудиториях, что крайне важно в условиях распространения коронавирусной инфекции.