Учителям географии – руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ, руководителям методических объединений учителей географии и просто практикующим, творчески работающим педагогам – приходит достойная смена в лице выпускников образовательной программы «География» Школы педагогики ДВФУ, которые несут в современную школу лучшие традиции географического образования нашего вуза.
За годы существования Школы педагогики в составе ДВФУ «путевку в жизнь» получили около двух сотен выпускников. Многие сегодня учат географии детей в школе. Познакомимся с некоторыми из них.
Выпускник Школы педагогики 2017 года.
Работает учителем географии в МБОУ СОШ № 6 г. Уссурийска.
Стать учителем мечтал с самого детства и очень рад, что мечта эта осуществилась. Преподает географию в 5–11-х классах на протяжении уже трех лет и ни разу не пожалел о своём выборе.
Эдуард Эдуардович и его ученики – постоянные участники городских, региональных и всероссийских конкурсов, где ребята часто занимают призовые места. Так, в 2019 году воспитанница Эдуарда Эдуардовича Пензина Анастасия стала победителем Олимпиады по географии для учащихся 10–11-х классов школ Приморского края, которую проводила кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей Школы педагогики ДВФУ.
Главным приоритетом внеурочной деятельности Э.Э. Труш считает экологическое просвещение и воспитание ребят. В школе организован кружок школьного лесничества «Лесная дружина», деятельность которого направлена на формирование лесоэкологической культуры учащихся. Дети и их педагог стараются вносить посильный вклад в дело сохранения природы.
Много времени Эдуард Эдуардович Труш уделяет выездам на природу, экскурсиям, прогулкам в лес с познавательными целями. Его ребята посетили Горнотаёжную станцию ДВО РАН с целью знакомства с флорой не только Приморского края, но и растениями-мигрантами, прибывшими сюда из других частей света. Побывали на агрометеостанции пос. Тимирязевский и даже поучаствовали в сборе оперативной метеоинформации, на основе которой строятся прогнозы погоды.
Ученики Эдуарда Эдуардовича – мастера на все руки! После окончания уроков мало кто спешит домой. Многие остаются в школе и вместе со своим учителем мастерят, придумывают что-нибудь интересное, занимательное и воплощают в жизнь свои планы. Например, ребята увлеченно изготавливают различные подделки, даря ненужным вещам вторую жизнь.
Вместе со своим учителем школьники с удовольствием участвуют в различных природоохранных акциях (будучи студентом, Эдуард Труш был также их активным участником). В рамках акции «День птиц» не только изготавливаются кормушки, но и собираются посылки в приют «Надежда» – так ребята и их педагог помогают бездомным животным.
Выпускник Школы педагогики, а ныне творчески работающий педагог, Эдуард Эдуардович Труш сумел занять достойное место в педагогическом коллективе школы, которую (кстати говоря) возглавляет также выпускница географического факультета УГПИ Татьяна Васильевна Догадова.
Выпускник Школы педагогики ДВФУ 2018 года.
После окончания Школы педагогики, Артем Александрович вернулся в свою родную школу села Богуславец Красноармейского района Приморского края, где преподает географию в 6–10-х классах. Ранее он успешно прошёл курс переподготовки, поэтому в некоторых классах учит детей еще и английскому языку.
Артем Александрович – человек, с детства увлеченный географией, хорошо знающий её. Еще учась в школе, он неоднократно становился победителем географических олимпиад, интеллектуальных конкурсов, за что был награжден многочисленными грамотами. Артем Житецкий мечтал и готовил себя к работе в сфере образования, поэтому выбор педагогического вуза в свое время был сделан им сознательно.
Делая первые шаги на педагогическом поприще, Артем Александрович отмечает: «Работа учителя интересная, хотя и требует большой самоотдачи, особенно в первый год, когда ещё только начинаешь осваивать систему образования и включаться в неё (обучение в университете не в счёт, так как даёт лишь теоретические знания). Несмотря на возникающие трудности и препятствия, я люблю свою работу. Работа учителя даёт возможность в полной мере проявить себя человеком творческим, нестандартно мыслящим с обширными и разносторонними интересами».
В школе, где работает А.А. Житецкий, второй год реализуется проектная деятельность в 5–9-х классах. При этом география пользуется особой популярностью у школьников, наряду с историей и обществознанием. Ежегодно школа принимает участие в международной просветительской акции «Географический диктант». (Заметим, что, будучи студентом, Артем Житецкий, участвуя в этой акции, показывал лучший результат в своей студенческой группе!) Хорошо поставлена в школе краеведческая работа, в которой принимает активное участие и молодой педагог вместе со своими учениками. Причем для этого чаще всего выбираются игровые формы работы – квесты, конкурсы, интеллектуальные игры.
Проявляя профессиональный интерес к игропедагогике, Артем Александрович темой для самообразования выбрал «Реализацию игровых методов обучения на уроке», а именно – применение настольных игр в обучении школьников географии. Для чего используются как уже существующие, но видоизменённые учителем игры, так и самостоятельно им разработанные (к слову, один из проектов школьников под руководством А.А. Житецкого посвящён разработке собственной обучающей настольной игры).
В планах Артема Александровича – создать универсальную настольную игру, которая могла бы развиваться по ходу обучения из урока в урок, дополняться и одновременно играть роль наглядного пособия для школьников. Молодой учитель имеет и другие интересные задумки, оригинальные идеи, неординарные планы, которые твердо намерен воплотить в жизнь.
Выпускница Школы педагогики ДВФУ 2019 года.
После окончания с отличием Школы педагогики ДВФУ, с 1 августа 2019 года работает учителем географии МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла, города Уссурийска.
Галина Юрьевна преподает географию в 5–6–7-х классах и является классным руководителем 5 «Г» класса. Вместе с учениками она старается участвовать во всех школьных мероприятиях. Молодой педагог считает, что главное в воспитательной работе – это создание дружного коллектива, ориентирование детей на критерии добра, создание ситуаций нравственного выбора, анализ жизненных ситуаций с позиции участника и стороннего наблюдателя.
У учителя и его подопечных уже есть маленькие победы. Например, второе место в конкурсе плакатов «Мы – против террора».
Галина Юрьевна полагает, что благодаря обучению в университете она овладела современными образовательными технологиями и методами обучения и старается применять их в педагогической деятельности. Запас ее знаний и умений позволяет строить образовательный процесс в соответствии с требованиями современных ФГОС.
В данный момент Г.Ю. Держай совмещает работу в школе с учебой в магистратуре. Ее научная работа будет посвящена теме «Деловая игра как средство формирования социальной ответственности у обучающихся 6–7 классов».
Опыт организации проектной деятельности, который Галина Держай приобрела, обучаясь в магистратуре, позволил ей и группе учеников 6–7-х классов создать проект «Человек и бескрайний космос», получивший высокую оценку коллег.
М.А. Воронина,
доцент кафедры географии, экологии
и охраны здоровья детей