25–26 марта 2021 г. в филиале ДВФУ г. Уссурийска (Школе педагогики) состоялся II Межрегиональный педагогический форум «Преподавание иностранных языков и культур – современные проблемы и решения»

30 марта 2021


Организатором форума являлась кафедра образования в области романо-германских языков.

Форум сегодня привлекает педагогов среднего и высшего образования. Он стал значимым инструментом в решении актуальных проблем обучения иностранному языку в современных условиях. Не удивительно, что популярность форума растет, увеличивается количество участников, расширяется его география. Так, с докладами выступали представители не только Приморского края, но и Амурской области, и г. Москва. Представлены были разные типы учебных учреждений: средние общеобразовательные школы, гимназии, военные училища, высшие учебные заведения.

Форум открыла О.Ю. Самойленко – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой образования в области романо-германских языков филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики). Она обозначила цель форума: создание площадки для обмена опытом по наиболее актуальным вопросам обучения иностранному языку в современных условиях. Ольга Юрьевна выразила уверенность, что данный форум станет еще одной ступенькой в профессиональном развитии, будет способствовать повышению эффективности и качеству образовательного процесса, внедрению в учебный процесс новых, эффективных технологий и инструментов.

Программа мероприятия включала разноплановые секционные заседания и мастер-классы. В первый день для обмена опытом были организованы четыре секции. Они охватывали следующие направления: технологии эффективного обучения иностранным языкам, повышение эффективности организации учебной деятельности по иностранному языку и др.

Модератор секции «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку» О.Е. Сальникова, кандидат филологических наук, доцент, отметила, что все доклады носили практико-ориентированный, информативный и познавательный характер. Педагоги сопровождали свои выступления презентациями. Определенный спектр вопросов нашел широкий отклик у собравшихся. В свою очередь это и стало причиной оживленной дискуссии.

Руководитель секции «Вопросы повышения эффективности организации учебной деятельности» Т.К. Кравченко, кандидат педагогических наук, доцент, дала свою оценку работе группы. В докладах затрагивался широкий круг проблем, связанных с реализацией требований современных ФГОС: от формирования универсальных учебных действий до контроля и критериального оценивания предметных и метапредметных результатов обучения. Особый интерес представили доклады преподавателей Уссурийского суворовского военного училища (А.Ю. Богданович., Н.В. Саранчук) и Нахимовского военно-морского училища (С.В. Москаленко., Е.Н. Марченко). В русле современных тенденций было выступление М.Л. Хомяковой (Уссурийское суворовское военное училище) о применении сингапурской методики в организации учебной деятельности на английском языке. Интерес представлял доклад А.О. Тибеевой, представившей видеозапись урока китайского языка в центре развития языков «Панда», где было проиллюстрировано использование рекламы для развития речевых навыков китайского языка.

Работа форума продолжилась в секции «Применение инновационных технологий в обучении иностранному языку» (модератор – С.Ю. Карпенко, кандидат филологических наук, доцент). Здесь докладчики представили целый спектр нестандартных подходов в обучении иностранных языков (английского, корейского и русского языка как иностранного). Так, Н.В. Башкова (Нахимовское военно-морское училище, г. Владивосток) продемонстрировала собственный подход в использовании песен на уроках английского языка. И.А. Коваленко (ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет») и Т.И. Уткина (МБОУ СОШ № 2 п. Раздольное) показали разнообразные виды заданий по развитию навыков домашнего чтения с использованием интерактивных приложений. О.А. Трофименко (Уссурийское суворовское военное училище) поделилась собственным опытом использования метода «сторителлинга» в обучении монологической речи. О.А. Чернявская (Гимназия № 2 г. Владивостока) поделилась положительным опытом использования приема дебатов в обучении говорению на английском языке.

В секции «Актуальные проблемы организации внеурочной деятельности по иностранному языку» – модератор В.А. Вельчинская, доцент – заметила, что, обсуждая актуальные проблемы организации внеурочной деятельности по иностранному языку, докладчики И.Г. Ворошилова (Нахимовское военно-морское училище, г. Владивосток) и Г.А. Михайлова (филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Уссурийск) рассказали об опыте использования регионального компонента в патриотическом и нравственном воспитании учащихся. О.А. Манина (МБОУ СОШ пгт. Ярославский) поделилась опытом использования кейс-технологии в работе по формированию системы ценностей молодёжи. М.Г. Проскурякова (МБОУ СОШ «Лидер-2», г. Находка) продемонстрировала возможности Глобальной лаборатории Глобал.Лаб. в подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

Второй день работы форума был представлен одной секцией Treasure Hunt: Презентация креативной продукции учителей иностранного языка (модератор Т.И. Скрипникова, кандидат педагогических наук, доцент). Здесь были представлены мастер-классы, творческие проекты, разработки учебных и внеучебных занятий преподавателями английского, французского и китайского языков из различных учебных учреждений. Заметным событием в работе секции стало выступление С.В. Титовой, заслуженного профессора МГУ, доктора педагогических наук, заместителя декана по дополнительному образованию факультета иностранных языков и регионоведения из МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) на тему: «Разработка визуального контента для обучения иностранным языкам онлайн: подходы, задания, технические решения». Все участники секции продемонстрировали большой творческий потенциал и подлинную заинтересованность в дальнейшем совершенствовании своей профессиональной деятельности по развитию иноязычного образования и культуры.

Подводя итоги, участники отметили необходимость проведения данного мероприятия, поскольку форум дает толчок личностному и профессиональному росту, возможность поделиться с коллегами своими наработками, позволяет быть в курсе актуальных проблем, способствуют установлению связей в профессиональной среде.

Организаторы форума благодарят В.И. Панченко (старший преподаватель кафедры математики, физики, информатики и методики преподавания филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики)) за неоценимую помощь в обеспечении технической стороны форума.


Л.Г. Александрова,
Я.Н. Поддубная,
О.А. Трубич