Похож ли красный цвет в дополненной реальности, на Ваш красный?

14 сентября 2019

На базе лаборатории педагогической психофизиологии в Школе педагогики продолжаются исследования, связанные с применением технологии дополненной реальности в образовательном процессе.

Как было отмечено в ранних исследованиях, конкретных требований, предъявляемых к образовательным приложениям с элементами дополненной реальности на данный момент, не существует. Неясно в каких цветах должна отображаться информация/объекты в среде дополненной реальности. Неизвестно какой цвет более восприимчив глазу учащегося и какой будет более запоминающимся. Важно еще на ранних этапах развития технологии дополненной реальности уделить достаточно внимания всем этим вопросам. Использование правильной палитры цветов в приложениях с элементами дополненной реальности, поспособствует более эффективному усвоению учебного материала.

Для выявления особенностей использования цвета в среде дополненной реальности, и формирования требований, предъявляемых к цвету, было разработано приложение дополненной реальности. Разработка осуществлялась средствами Unity 3D и Vuforia Engine.

Неоценимый вклад в исследование внесли студенты Школы педагогики. Благодаря их инициативе, удалось собрать большое количество необходимых данных. В исследовании принимали участие студенты, проходящие обучение по программам «Математика – информатика», «Физика – информатика» и «Начальное образование». В общей сложности в исследовании приняли участие более 40 человек.

В рамках педагогического эксперимента, студентам пришлось проверить свою память и внимание. Перед ними стояла задача запомнить какого цвета были фигуры, представленные в среде дополненной реальности. Задача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. Фигуры появлялись перед студентами на ограниченное количество времени, и в ряде случаев по несколько сразу. Но не смотря на трудность задачи, находились студенты, которые отлично справлялись с ней.



Довольно неожиданными оказались результаты, полученные в ходе анализа данных из бланков ответов респондентов. Выявленные наиболее запоминающиеся цвета лишь частично совпали с нашими предположениями, сложившимися в ходе проведения педагогического эксперимента. Предполагалось, что классические цвета черный и белый, окажут большее влияние респондента, и останутся в памяти на более продолжительный срок. Проанализировав результаты исследования, пришли к заключению, что черный цвет оказался более запоминающимся, в то время как белый попал в группу менее запоминающихся цветов.



Также в ходе исследования, были выявлены довольно неожиданные особенности связанные с освещением среды дополненной реальности, оказавших непосредственное влияние как на цвет, так и на требования, предъявляемые к размещению объектов в данной среде. Выявленные особенности позволяют поставить новые задачи, которые необходимо детально рассмотреть в рамках исследования эргономических особенностей образовательных приложений с элементами дополненной реальности.

Исследование длилось около 4-х месяцев. Столь длительные сроки вызваны необходимостью сбора и обработки большого количества данных. Полученные в ходе исследования выводы позволили внести вклад в формирование требований к обучающим приложениям с элементами дополненной реальности.

Спасибо всем студентам, принявшим участие в данном исследовании.


С.А. Алексеев,
заместитель директора по развитию