Стартовала юбилейная X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания

2 марта 2020


21 февраля 2020 года в филиале ДВФУ г. Уссурийска (Школе педагогики) состоялась юбилейная Х Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации». На конференцию было представлено около 60 докладов исследователей из Владивостока, Улан-Удэ, Уссурийска, Хабаровска, Южной Кореи и Китайской Народной Республики (очное и заочное участие).

На пленарном заседании прозвучали содержательные, интересные доклады разнообразной тематики. Альбина Алексеевна Новикова (к. филол. н., доцент) посвятила своё выступление писателю-юбиляру: «А.П. Чехов и Дальний Восток», посвящённое 160-летию со дня рождения писателя и 130-летию его поездки на остров Сахалин. Наталия Владимировна Беляева (к. филол. н., доцент) познакомила слушателей с интересным исследованием на тему: «Образ Владивостока в повестях Михаила Тарковского». Впечатляющий доклад был представлен Александром Георгиевичем Брюхановым (директор Краевой библиотеки им. М. Горького) – «Хлеб» В. Киршона и «басинское» качество театральности. История постановки пьесы «Хлеб» (1963 г.), выдвинутой на соискание Ленинской премии в 1965 г. Режиссёр – заслуженный деятель искусств РФ Натан Басин». В выступлении прозвучали неизвестные факты из биографии В. Киршона, его сложном творческом пути, сопровождаемые презентацией (документальные страницы из жизни писателя). Историк, краевед, член Приморского краевого отделения ОИАК Елена Николаевна Сергеева познакомила слушателей с новой книгой «Александра Курганова-Корнакова. Всё в прошлом, а прошлое во мне…» (Дневник воспоминаний). Елена Сергеевна, составитель данной книги, представила своего рода уникальный документ, позволяющий увидеть и понять жизнь и быт купеческой Кяхты и Корнаковки в период 1918–1923 гг. (Бурятия). Автор дневниковых записей, А. Курганова-Корнакова (1896–1982), была свидетелем и участником тех событий, которые описаны в книге, в том числе того страшного марта 1921 года, когда Корнаковка была сожжена хунхузами.

Т.И. Томилова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики преподавания, член организационного комитета, отметила, что в работе конференции приняли активное участие не только преподаватели, студенты разных курсов, но и приглашённые гости из Владивостока (бывшие выпускники филологического факультета), представители Уссурийской городской библиотеки (библиограф Лариса Станова) и другие. В своих выступлениях после завершения пленарного заседания они выразили большую благодарность за возможность побывать на таком значительном научном форуме филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики), как Всероссийская научно-практическая конференция.

После перерыва конференция продолжила свою работу по трём секциям:

1 секция. Проблемы изучения литературы и литературного краеведения Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы изучения русской литературы.

2 секция. Проблемы изучения и преподавания русского и иностранных языков.

3 секция. Проблемы межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке и в странах АТР.

В работе первой секции «Проблемы изучения литературы и литературного краеведения Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы изучения русской литературы» (руководитель –кандидат филологических наук, доцент Плотникова Наталья Иосифовна) были заявлены, по словам старшего преподавателя, члена редколлегии Т.В. Кашириной, доклады краеведческого характера, такие, как «Литературное краеведение в Приморском крае» (Полтавцева В.В., науч. рук. Плотникова Н.И.), «Яков Павлович Шабельников: опыт реконструкции биографии и церковно-школьной деятельности на юге Дальнего Востока» (Яковенко О.И., науч. рук. Пчела И.В.). Проблемы исследования поэзии и прозы прозвучали в докладах Никифоровой О.В. («Ритмический рисунок поэзии Виктории Янковской»), Корчевской Г.П. («Хронотоп «пригорок-река» в произведениях И.У. Басаргина»), Краюшкиной Т.В. («Народная песня «Трансвааль» в русской прозе 20-х гг. XX в. – начала XXI в.). Проблемы взаимодействия фольклора и авторской литературы, в том числе нанайского, чукотского, русского эпоса, были раскрыты Плотниковой Н.И., Фадеевой И.А., Фетисовой Л.Е., Ханоян Л.О.

Первым опытом применения активного обучения поделились в своём выступлении преподаватель Каширина Т.В. и студентка первого курса Музыка А.С. («Активное обучение при преподавании курса «Методика выразительного чтения» в педагогическом вузе»). Все доклады, как отметили слушатели, были очень интересные, вызвали много вопросов и предложений для будущих исследований.

Вторая секция «Проблемы изучения и преподавания русского и иностранных языков» (руководитель – кандидат филологических наук, доцент Бирюкова Оксана Анатольевна) включала исследования языка художественных текстов, делового письма, проблем перевода на другие языки, исследования в области преподавания русского языка, в том числе как иностранного.

Следует отметить, что некоторые доклады китайских студентов, магистрантов, аспирантов были включены заочно (научные руководители Томилова Т.И., Бирюкова О.А., Маринченко И.А., Фридгендлер Л.Г.). А выступления как преподавателей, так и студентов, например, «Образы сверхестественного в японском фольклоре и проблема передачи их на английском языке» (Краснова В.Ю., науч. рук. Николаева О.В.), «Лингвокультурологические особенности делового письма в странах АТР: Китай, Япония, КНР» (Задорожная Н.С., науч. рук. Шевелёва А.И.), были содержательными и перспективными.

К обсуждению также были представлены и такие доклады, как «Особенности правописания иноязычных слов в русском языке», «Изучение антропонимов в практике преподавания русского языка как иностранного» (Томилова Т.И.), «Семантика императива в типичных и нетипичных средствах языкового выражения» (Бирюкова О.А.), «Два перевода одного стихотворения С.А. Есенина на английский язык: особенности выбора рифм» (Максурова Е.Т., науч. рук. Головнёва Ю.В.), «Устаревшая лексика в романе А.Н. Толстого «Пётр I» (Стельмах О.В., науч. рук. Фридгендлер Л.Г.), «Проблема разграничения исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе» (Черепанова Е.Б., науч. рук. Калмыкова С.А.), «Обращение в дискурсе русской и китайской культуры» (Ян Ливэй, науч. рук. Фридгендлер Л.Г) и др.

Третья секция «Проблемы межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке и в странах АТР» (руководитель – кандидат философских наук, доцент Плотникова Ольга Васильевна, член редакционного комитета) объединила разнообразные материалы участников конференции из гг. Уссурийска, Хабаровска, Владивостока и Хулунбуира (Китай, Внутренняя Монголия).

По словам О.В. Плотниковой, докладчики поделились своими результатами исследований в области образования, истории, права, политики, философии. Особое внимание привлекли материалы, посвящённые Дальневосточному региону: зарождение русской культуры на территории КВЖД (конец XIX – начало XX века) в процессе работы передвижных библиотек (Андриец Г.А.); просветительская деятельность жён сельских священнослужителей Владивостокской иерархии в первой четверти ХХ века и трудности, с которыми они сталкивались в своей работе (Пчела И.В.); российские художественные фильмы в китайской аудитории и особенности их восприятия (Ли Цзин, Золотарёва Л.А.); деятельность Осоавиахима в 1930–1945 гг. на территории Хабаровского края (Гаристова Е.Ю.).

Ряд участников продемонстрировали практику использования современных технологий и методов в образовательном процессе: цифровизация: государственная политика в сфере образования; активизацию познавательной деятельности студентов в процессе формирования компетенций (Ердакова Л.Д.); организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных форм обучения (Ждан А.Б.).

В работе секции уделялось внимание такой проблеме, как особенности формирования имиджа власти (Плотникова О.В.), уважение как явление межкультурной коммуникации (Седых А.А.).

Все участники работы секции подтверждали результаты своих исследований презентациями, с большим вниманием и интересом слушали своих коллег.

Подводя итоги, отметим, что участники конференции продемонстрировали широту своих научных интересов, возможность взаимообогащения: каждый слушатель имел возможность не только получить уникальную новую информацию, расширить свой кругозор, но и усовершенствовать методологию своего исследования.

Традиционно приглашаемые на пленарное и секционные заседания студенты разных курсов поделились своими впечатлениями от прослушанных докладов. Они выразили желание принять участие «в чём-то подобном», достичь таких же успехов. Все участники сошлись в огромной благодарности организаторам конференции за возможность творческого, продуктивного научного общения, публикации результатов своих исследований и высказали пожелание, чтобы конференция («большой февральский праздник») ещё долгие годы собирала единомышленников и привлекала новых исследователей.

В заключение хочется выразить огромную благодарность членам организационного комитета С.А Калмыковой (председатель, зав. кафедрой русского языка, литературы и методики преподавания), АА. Новиковой (зам. председателя), членам оргкомитета – Т.И. Томиловой, Н.И. Плотниковой, О.А. Бирюковой, О.В. Плотниковой, членам редколлегии – Т.В. Кашириной, Н.В. Пановой и отметить их большую работу по подготовке и проведению февральской научно-практической конференции, материалы которой будут опубликованы в электронном сборнике.


А.А. Новикова
Фото: И.В. Варицкий