Краевой практико-ориентированный семинар «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего и основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с целью социальной адаптации (интеграции)»

24 апреля 2023

20 апреля 2023 года краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида» при поддержке лаборатории современных методов психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации при Школе педагогики ДВФУ провела краевой практико-ориентированный семинар «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего и основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с целью социальной адаптации (интеграции)». 

Целью семинара было повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию различных форм внеурочной деятельности для развития познавательных и творческих интересов, социализации и адаптации в обществе обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. 

Семинар состоял из практической и теоретической части. 

Заместитель директора по учебной работе Жесткова Софья Геннадьевна  рассказала об опыте вовлечения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в научно-исследовательскую деятельность, а педагоги школы  представили  2 проекта научно-практической конференции «Первые шаги в науку». 

Руководитель проекта Гончарук Маргарита Александровна подготовила ученика 10 класса к защите проекта «Историко-географическое исследование народных промыслов России». Продуктом проекта стала «Карта популярных народных промыслов Европейской части России». Созданный проект можно использовать на уроках географии, истории, ОРКСЭ.

Руководитель танцевальной студии «Движение в радость» Филатова Татьяна Петровна представила свой проект  «Красота народных промыслов в танце». Очень трогательно учащиеся начальной школы показали  в танцах русские народные промыслы: Хохлому и Гжель.  

На теоретической части  обсуждались актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего и основного общего образования. В форме презентации педагогов края познакомили с разнообразными направлениями внеурочной деятельности, которые реализуются в школе-интернате. 

Заместитель директора по воспитательной работе Стрелкова Оксана Юрьевна рассказала о проектах краевого и федерального уровня, в которых участвуют воспитанники школы-интерната – это проект «Билет в будущее», который объединяет наставников, воспитателей, психологов для помощи в выборе будущей профессии. Проект «Школа креативных индустрий», участие в котором  развивает у учащихся старших классов креативность, умение нестандартно подходить к решению разных вопросов, способствует  социализации обучающихся с ОВЗ в среде обычных ребят. Рассказала о деятельности юнармейского отряда «Добрыня», который создан с 2018 года. Участники отряда принимают активное участие в патриотических акциях, митингах краевого уровня. А с 26 марта участвуют во Всероссийской акции «Верни герою имя».    

Педагогами школы были показаны мастер-классы по разным направлениям внеурочной деятельности.

Педагог-психолог Бражникова Екатерина Федоровна в сенсорной комнате провела коррекционно-развивающее занятие обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Путешествие в лес».

 В работе использовался материал, учитывающий специфические особенности каждого ребенка.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зри¬тельную, слуховую, тактильную модальность, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор, то восприятие становится более активным.

Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Учителем начальных классов Хабаровой Оксаной Юрьевной было проведено коррекционно-развивающее занятие с применением речевых коммуникаторов «BIGmack» для детей с ТМНР, имеющих нарушения вербальной коммуникации. Данная методика вызвала живой интерес у педагогов, т.к. является эффективным способом обучения такой категории детей.

Учитель начальных классов Жемер Марина Геннадьевна и воспитатель Липина Анна Вячеславовна  провели мастер –классы по  обучению детей нетрадиционным техникам рисования по теме «Весна красна» и «Роспись посуды в технике декупажных карт и кракелюрного лака». Такие приемы педагоги используют в процессе кружковой деятельности в рамках внеурочной деятельности.   

Учитель технологии Коваленко Анна Вениаминовна показала мастер-класс по внеурочной деятельности для учеников с НОДА по Художественной вышивке на пластиковой канве (вышивка крест), тема занятия «Подарок другу». Важно то, что воспитанники своими руками создают готовое изделие не для себя, а для своих друзей. А это способствует  налаживанию дружеских отношений между детьми, взаимопомощи.  Такие занятия развивают ручную умелость, координацию движения рук, формируют чувство прекрасного, эстетический вкус, развивают творческие способности.

Воспитатели Яценко Елена Васильевна и Филатова Татьяна Петровна с воспитанниками из 1-ых, 3-их, 4-ых классов показали гостям спектакль «Годзики» из репертуара перчаточного театра, которым они руководят. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Если ещё придумать сюжет: завязку, развитие, кульминацию и развязку, то получится сказка про фантастических годзиков. Артисты своей игрой, слаженностью и эмоциями вызвали восторг зрителей и подарили им хорошее настроение.

В начале 2022 – 2023 учебного года в школе-интернате была создана школьная театральная студия «Радуга». И педагогам края была представлена постановка русской народной сказки «По щучьему веленью…». Руководитель театральной студии Комолова Ирина Евгеньевна рассказала о роли театральной деятельности в развитии личностных качеств ребят, о том, что она способствует развитию воображения, памяти, фантазии, внимания, развивает речь учащихся. Главное в том, что  ребята с большим интересом и желанием ходят на репетиции, готовят костюмы и атрибуты к спектаклю, заучивают большие тексты и выступают перед зрителями. 

В заключении семинара педагоги края посетили школьный музей «Россиянка», созданный в начале 2023 года. Экспозициями музея являются предметы быта русской избы, старинные музыкальные инструменты, макет русской деревни и много другое, что связано с историей России.  

На семинаре присутствовали 40 педагогов, которые поблагодарили за представленный практический опыт и привлечения внимания к такой важной и актуальной теме.