«В соседстве дальних слов я нахожу родство…»: Обзор публикаций преподавателей Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии за период 2021-2022 гг. в библиотечном проекте «Круг интересов»

12 декабря 2022

Библиотечный проект «Круг интересов» продолжает рассказывать о публикациях преподавателей Школы педагогики. В 2021-2022 гг. преподаватели Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии приняли участие в создании коллективной монографии, нескольких учебно-методических пособий и сборников материалов конференций; опубликовали более 20-ти статей в научных журналах из перечня ВАК: «Гуманитарные и социальные науки», «Когнитивные исследования языка», «LITERA», «Педагогика. Вопросы теории и практики», «Современное педагогическое образование», «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», «Филологические науки. Вопросы теории и практики» и др., в том числе в периодических изданиях, которые входят в ядро РИНЦ: «Journal of Language Contact», Journal for Educators, Teachers and Trainers», «Русская речь», «Русский язык в школе».


Публикации в научных журналах отражают современную языковую ситуацию, актуальные тенденции в художественной литературе, новейшие направления в сфере филологической науки в России и за рубежом.

Представления о мужественности и женственности существуют в культуре каждого народа. Их проявление в языке изучает гендерная лингвистика. В статье канд. филол. наук, доц. А.А. Заяц (в соавторстве с А.А. Слукиной), опубликованной в научном журнале «Гуманитарные и социальные науки» (Перечень ВАК), рассматриваются гендерные стереотипы англичан, зафиксированные во фразеологическом фонде языка.

Гендерная ассиметрия английского языка – предмет совместного исследования ст. препод. Я.Н. Поддубной и студ. К.С. Котова и А.А. Слукиной. Результаты исследования представлены в журнале «Гуманитарные и социальные науки» и сборнике научных статей «Мировая и российская наука: области развития и инноваций».



Лингвистика проявляет большой интерес к исследованию гастрономических реалий и вкусовых предпочтений как важного фрагмента языковой картины мира современного человека. Предметом изучения в статье канд. филол. наук, доц. И.А. Маринченко является коммуникативная стратегия вербального убеждения, которая используется на кулинарных интернет-сайтах. Особое внимание уделяется выявлению речевых тактик и коммуникативных приемов, применяемых авторами при описании рецепта. Статья опубликована в 2022 году в научной серии «Когнитивные исследования языка» (Научное периодическое издание Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, входит в перечень ВАК).

В работе канд. филол наук, доц. Т.И. Томиловой (в соавторстве с Р. Рабиевой) гастрономическая лексика рассматривается с позиции социолингвистики. Выясняются причины активного заимствования иноязычных названий фаст-фуда современным русским языком, определяется состав и характеризуются особенности данной лексико-тематической группы. Результаты исследования были представлены на ХI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации», которая проходила в Школе педагогики 26 марта 2021 года, и опубликованы в сборнике материалов конференции.



В публикациях преподавателей Департамента широко отражена региональная проблематика. Особенности локального варианта современного китайско-русского контактного языка, бытующего в Приморском крае, описаны в статьях канд. филол. наук, доц. Н.В. Гурьян в журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» (2021) и др. научных изданиях; язык и стиль произведений приморского писателя Михаила Деменка представлен в статьях канд. филол. наук, доц. И.А. Маринченко (в соавторстве с Е.В. Васильевой), напечатанных в журналах «Русская речь» (2021) и «Русский язык в школе» (2022); работы канд. ист. наук, доц. О.А. Трубич рассказывают об истории становления и развития Восточного института во Владивостоке на рубеже XIX-XX вв.



Исследования канд. филол. наук, доц. Н.В. Асадчей (Надуды), канд. филол. наук, доц. О.А. Москвиной, ст. препод. Т.В. Кашириной, посвященные анализу художественных произведений, охватывают разные периоды, направления и жанры литературы: от рассказов А.П. Чехова, лирики А.А. Блока до романов Марины Степновой и интернет-анекдотов современной эпохи.



Традиционно важное место в тематике публикаций преподавателей Департамента занимают дидактика и методика преподавания языковых дисциплин. Анализ содержания образовательных программ и действующих УМК по русскому языку, разработка инновационных уроков, внедрение принципов дифференцированного обучения в учебный процесс и другие вопросы преподавания русского языка в школе – далеко не полный перечень научных интересов канд. пед. наук, доц. С.А. Калмыковой, представленный в сборниках материалов конференций Школы педагогики «Филологические открытия» (2021) и «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации» (2021). Различным аспектам профессиональной подготовки учителей-филологов посвящены исследования канд. филол. наук, доц. Л.Г. Александровой, канд. филол. наук, доц. О.А. Бирюковой, канд. пед. наук, доц. Т.И. Скрипниковой, канд. филол. наук, доц. О.А. Трофименко, канд. ист. наук, доц. О.А. Трубич, ст. препод. Т.В. Кашириной, ст. препод. Я.Н. Поддубной. Формы и методы обучения РКИ рассматриваются в статьях канд. филол. наук, доц. И.А. Маринченко, канд. филол. наук, доц. Т.И. Томиловой. Проблемы синологической лингводидактики раскрываются в работах канд. филол. наук, доц. Н.В. Гурьян, канд. пед. наук, доц. Н.В. Ли, ст. препод. Я.Н. Поддубной и др.


Публикации в научных непериодических изданиях направлены на поиск новых методов и технологий в филологическом образовании. Работы содержат интересные дидактические материалы и полезные методические рекомендации, обобщают практический опыт их использования в процессе обучения.

Полный обзор публикаций преподавателей Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии за период 2021-2022 гг. с библиографическим описанием, аннотацией и перечнем ключевых слов представлен в презентации.

Труды преподавателей ШП (2021-2022). Русская и зарубежная филологияФайл PPTX

Информация будет полезна студентам при подготовке эссе, курсовых и дипломных работ и оформлении списков литературы к ним. Полные тексты публикаций доступны на платформе Е-library.ru и на сайтах изданий. Сборники материалов конференций «Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы» (2021, 2022), «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации» (2021), «Филологические открытия» (2021) размещены на сайте Школы педагогики в разделе «Электронные издания».


Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим
отделом библиотеки