Новости

12 июля 2019
Как студенты младших курсов ДВФУ осваивают профессиональную среду: впечатлениями от учебной практики делятся студенты Школы педагогики

12–13 июля предварительные итоги двух недель июльской учебной практики подвели студенты первого и второго курсов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Мировая художественная культура»). Насколько успешно прошло погружение в среду профессиональной деятельности можно судить по тем первичным умениям, практическим навыкам и компетенциям, которые проявились в процессе выполнения работ, связанных с будущей педагогической деятельностью.

Большая группа первокурсников в этом году была направлена на практику в МБУК «Уссурийский музей» для освоения секретов «музейной педагогики». Многолетний партнер ДВФУ «Уссурийский музей» всегда с большим вниманием относится к качественной подготовке специалистов. Богданова Ю.В., директор МБУК «Уссурийский музей», предоставляет нашим студентам материальные и лучшие кадровые ресурсы в соответствие всем требуемым программой практики условиям. Во время прохождения практики в МБУК «Уссурийский музей» мы получили бесценный опыт в общении с детьми. Например, на первый мастер-класс пришло около 30 детей и была некоторая тревога, страх и неуверенность, но благодаря весёлой и доброй атмосфере все волнение ушло, и в результате слаженной работы получились красивые куклы-«капустки».

Музей открылся нам совсем с другой стороны. Музейные уроки имеют интегрированный характер и организуются в несколько этапов. На первом этапе дети знакомятся с теоретическим материалом и терминологией, а также отвечают на вопросы по теме урока. Это делается для того, чтобы дети заострили свое внимание на теме и в дальнейшем имели представление о музейном предмете. На втором этапе дети могут самостоятельно познакомиться с предметом урока, это могут быть иллюстрации, электронные презентации и предметы музея. Затем сотрудники музея предлагают детям принять участие в творческом мастер-классе, который заранее подготавливается по теме занятия. В такой деятельности дети осваивают опыт коллекционирования, формируется ценностное отношение к предметам культуры. Студенты наблюдали мастер-класс «Зерновушка», который был рассчитан на младших школьников. Сначала прошла ознакомительная часть с небольшим опросом, для того, чтобы привлечь внимание детей. В течение получаса шел рассказ о истории возникновения тканей и их видов, затем о роли кукол-оберегов в жизни человека. Также дети могли увидеть примитивные предметы для производства льняных волокон и тканей, как в иллюстрированной презентации, так и в экспозиции музея. Таким образом, дети имели возможность соприкоснуться с историей изготовления тканей и оберегов. После прослушивания рассказа, дети приступили к практической части урока-созданию «оберегов».

Традиционной формой работы музеев остается экскурсия, но помимо нее музей предоставляет возможность прикоснуться к истории и с помощью мастер-классов. Нам дали задание разработать свой мастер-класс для музея, и мы, объединившись с другими ребятами в группу, решили придумать мастер-классы, которые предназначались для разных возрастов. Обязательным условием было включение в свою работу музейного предмета. В первую очередь, это отличная возможность познакомиться с музейной деятельностью и историей музейных экспонатов. Первый наш мастер-класс назывался «Роспись по камню». Мы описали, как применялись камни в разные времена нашей истории, сначала как примитивные орудия труда, затем как символы. К символичным изображениям на камнях можно отнести петроглифы – выбитые или нанесённые краской изображения. В практической части предлагается сделать роспись самых обыкновенных камней. В ходе работы можно познакомиться с приемами рисования на камне, а в процессе практической деятельности освоить азы рисования на таком необычном материале как камень. Наш второй мастер-класс «Декупаж свечей» был ориентирован на более взрослую аудиторию: школьники старших классов, студенты, взрослое население. Для того, чтобы перейти к практической деятельности, мы решили обратиться к истории освещения. Также рассказали немного о техники декупаж. В процессе практической деятельности мы познакомились с техникой, основанной на присоединении рисунка, картины или орнамента на таком необычном материале как воск.

Мы пришли к выводу, что взаимодействие школы и музея необходимо. На музейных уроках у детей есть возможность не только получить теоретические знания, но и практические умения, такие как развитие мелкой моторики рук и различные творческие умения. Сотрудничество школы и музея несет в себе множество положительных аспектов для всех участников данного действия и стоит продолжать налаживать более тесное сотрудничество в данной сфере образовательной деятельности.

Если сначала возникали небольшие затруднения в работе с детьми школьного возраста (было непросто заинтересовать и привлечь к деятельности всех детей), то в целом мероприятия проходили успешно, и с каждым ребенком была налажена взаимосвязь. Разработка творческого задания не вызвала особых затруднений. Работа велась последовательно по этапам. После отбора экспонатов для разработки задания были изучены: история их возникновения и интересные способы модификации. Работа была сделана успешно, с большим удовольствием и довольно быстро. Мы узнали много полезной информации для будущей профессиональной деятельности.

Результаты нашей практики – освоение пути взаимодействия школы и учреждения культуры. Мы познакомилась с разными видами деятельности музея, научились разрабатывать мастер-классы в музейном пространстве. Все затруднения в работе мы преодолели с помощью руководителей практики от предприятия (смогли найти подход к каждому ребёнку отдельно). У нас остались хорошие впечатления о прохождении практики. Для преодоления возникших затруднений и предупреждения их возникновения в будущем необходимо больше практиковать навыки различных направлений педагогической работы.

Студенты второго курса в этом году тоже выбрали интересные базы практик – МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального района», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» городского округа Большой Камень, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Хорольского муниципального района Приморского края», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 Уссурийского городского округа», ознакомились с работой учителей МХК в средней школе, исследовали организацию летнего отдыха детей, специфику педагогической деятельности в летних пришкольных лагерях. Одну студентку приняла на практику МБУ ДО «Детская школа искусств» Арсеньевского городского округа, позволила раскрыть секреты работы учреждений дополнительного образования детей в летний период.

Выражаем благодарность нашим руководителям практик от предприятий: Богдановой Юлии Владимировне, директору МБУК «Уссурийский музей», Догадовой Татьяне Васильевне, директору СОШ №6 г. Уссурийска, Черноусовой Елене Алексеевне, учителю МХК СОШ №6, Поцепкиной Наталье Григорьевне, директору МБУ ДО ДШИ г. Арсеньева, Старченко Ирине Васильевне, директору Сергеевской СОШ п. Пограничный, Чернову Кириллу Владимировичу, директору СОШ №3 г. Большой Камень, Прокопенко Ольге Алексеевне, директору СОШ № 3 с. Хороль.


Диана Арутюнян, Олеся Билоусенко,
Евгения Еременко, Артем Ленский,
Анастасия Федоренко, студенты группы Б2119
ОП Мировая художественная культура