Личность. Творчество. Отечество: Три кита педагогики Андрея Викторовича Хуторского в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов»

12 мая 2023

Библиотечный проект «Круг интересов» представляет второй выпуск рубрики «Педагогический бестселлер», посвященный педагогике Андрея Викторовича Хуторского.

Хуторской Андрей Викторович (род. 06.10.1959) – российский педагог, заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО – является основоположником дистанционного образования в России. Он создал авторскую Эвристическую технологию дистанционного обучения, позволяющую каждому учащемуся выстраивать собственную траекторию образования и обеспечивать продуктивность своей деятельности при помощи телекоммуникационных средств и Интернет-ресурсов. 

Инновационную технологию А.В. Хуторского на практике реализует Центр дистанционного образования «Эйдос», который занимается очным и дистанционным образованием школьников, а также повышением квалификации педагогов. Наиболее известными и популярными формами, в которых воплощается данная образовательная технология, стали Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по общеобразовательным предметам (проводятся с 1996 года); конкурсы «Дистанционный учитель года», «Современный урок», «Школьный сайт» и др.

slaid01.jpg

Центр «Эйдос» стоит на трех китах: личность, творчество, отечество. Он является одновременно образовательным учреждением и экспериментальной лабораторией Научной школы человекосообразного образования, где разрабатываются инновации российской педагогики: эвристика, метапредметное содержание образования, компетентностный подход, функциональная грамотность, целеполагание и рефлексия учащихся, ситуативное обучение, индивидуальная образовательная траектория и др. Результаты этих исследований отражены в учебниках А.В. Хуторского, адресованных студентам педагогических вузов: «Дидактика», «Основы обучения: дидактика и методика» (в соавторстве с В.В. Краевским), «Педагогическая инноватика» и др.

В серии «Педагогическая мастерская» изданы методические пособия А.В. Хуторского, посвященные проблемам личностно-ориентированного обучения и развития одаренности школьников. В них раскрываются секреты подготовки и проведения творческих уроков, обобщается практический опыт использования эвристических форм и методов обучения, в том числе дистанционных.

slaid02.jpg

А.В. Хуторской – автор монографий по актуальным проблемам современной педагогики. Он возглавляет редколлегию интернет-журнала «Эйдос», на страницах которого обсуждаются вопросы дистанционного образования. 

slaid03.jpg

Детство и юность А.В. Хуторского прошли в Калуге – городе, который связан с именами Константина Циолковского и Александра Чижевского и считается «колыбелью космонавтики», недаром на городском гербе и флаге изображен первый советский спутник. А.В. Хуторской окончил физико-математический факультет Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского, несколько лет работал учителем в школе № 6 г. Калуги, где в свое время преподавал выдающийся ученый. Идеи русского космизма нашли отражение в образовательной технологии самого А.В. Хуторского, который убежден, что «в нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций», и считает, что «виртуальный космос как раз и является ступенькой в бесконечную Вселенную, в которую суждено вселиться человечеству» (А.В. Хуторской. Персональный сайт). 

О научной концепции А.В. Хуторского, сформулированной в его самых известных  работах: «Дидактическая эвристика: Теория и технология обучения» (2003), «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?» (2005), «Педагогическая инноватика» (2010), и о практической деятельности педагога рассказывается в статье Г.Т. Толеубаевой:

Толеубаева, Г.Т. Педагогическая деятельность А. В. Хуторского: теория и практика / Г.Т. Толеубаева // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3(58). – С. 131-133.

Обзор печатных и электронных книг Андрея Викторовича Хуторского из фондов библиотеки представлен в нашей презентации.

Полный список работ с аннотациями и авторскими комментариями, интересные факты биографии, проекты, фоторепортажи, отзывы коллег и учеников и много другой интересной информации размещено на персональном сайте педагога.

Узнать, когда был создан Центр дистанционного обучения «Эйдос», что обозначает название и логотип организации, как сегодня развивается эвристическая технология дистанционного обучения, а также посетить дистанционный педсовет и принять участие в обсуждении педагогических проблем, методик, технологий можно на сайте группы компаний «Эйдос» и в соцсетях.

Е.В. Васильева,
заведующий информационно-библиографическим отделом библиотеки.