Магистратура как Путь к Себе: В ШП ДВФУ прошла организационно-деятельностная игра для магистрантов 1 курса

25 сентября 2024

На прошлой неделе стартовал учебный год для магистрантов Школы педагогики ДВФУ. С целью знакомства студентов друг с другом, с образовательными программами и их руководителями, главными идеями и смыслами Школы педагогики, развития ключевых навыков и компетенций студенты первого курса магистратуры погрузились в трехдневную организационно-деятельностную игру (ОДИ), организованную в период с 20 по 22 сентября на базе Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета.

Три дня знакомства и адаптация к учебной деятельности, три дня пробы профессиональной и личностной рефлексии, три дня бесконечного творчества, созидания и активной мыследеятельности. Именно так неординарно и вдохновляюще начался студенческий, педагогический путь наших магистрантов в рамках учебной дисциплины «Личностно-профессиональный практикум».

«Приветствую вас, дорогие коллеги, в Школе педагогики! Теперь вы магистранты Дальневосточного федерального университета, но это не самое главное. Важно, что вы, определяясь с поступлением в магистратуру, задались вопросами: «Зачем я сюда поступаю?», «Что я могу получить от этой программы?», что характерно для думающих людей. Поэтому я приглашаю вас в «Клуб думающих людей». Ведь очень важно не только уметь задавать себе вопросы, но и находить на них ответы. Главное, смотрите на все с позиции педагога, ведь именно педагогический взгляд формирует верные пути решения любой, казалось бы, нерешаемой ситуации», — выступила с приветственным словом директор Школы педагогики Фролова Марина Инсафовна.


В первый день участникам предстояло сотворить «портрет» команды, включающий ее интересы, знания, опыт, амбиции, внутренний ресурс участников, а также пройти модуль «Час ученичества» с целью актуализации внутренних установок на обучение в магистратуре для формирования собственного педагогического образа.

«В первую очередь эта игра помогла мне быстрее влиться в коллектив. Изначально я переживала, что не смогу найти общий язык с группой, ведь многие одногруппники старше меня. Переживания были напрасны. У нас сложился прекрасный коллектив, а еще я смогла побороть свой страх публичного выступления. Меня также порадовало то, что здесь можно было проявлять себя как хочешь: придумывать сценки, шутить и веселиться. Наши педагоги предали вдохновение, и я поняла, что здесь меня действительно чему-то научат и два года пройдут продуктивно. Главный итог ОДИ — я окончательно решила для чего мне нужна эта магистратура!», — поделилась впечатлениями магистрант образовательной программы «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» Тимурова Ксения.

Второй день стал днем самоопределения. Через модули «Культура заботы о себе» и «Я и Другой» студенты смогли развить навыки эффективного взаимодействия с окружающими людьми на основе принципов уважения, понимания и заботы, а также научились работать с самим собой с позиции «заботы о себе».

«В самом начале игры присутствовали легкий шок, непонимание и смятение. Миллион вопросов кружили в моей голове, запутывая сознание и сбивая с пути: «А туда ли я пришла?», «Зачем я здесь?», «Может, пора забирать документы!?». А потом случился день второй, третий и я поняла. Я поняла главное, что я — ЧЕЛОВЕК, что есть «Я» и есть «Другой», что главное заботиться о себе и я на ОДИ именно поэтому», — отмечает магистрант образовательной программы «Государственное и муниципальное управление в сфере образования» Аболь Ольга.


Третий день разделился на модули «Реальность и действительность в образовании» и «Стратегия Моей жизни в магистратуре». Именно здесь участники окунулись в феномены реальности и действительности во внутреннем мире педагога, смогли ответить себе на вопрос: «Имею ли я реальность в своем внутреннем мире?», а также определили и выстроили свой индивидуальный образовательный маршрут обучения в магистратуре как «Путь к Себе».

«Эта игра повлияла на меня положительно, я бы даже сказал, несколько отрезвляюще. Всегда приятно быть частью заряженного коллектива, как со стороны учебной группы, так и со стороны преподавателей. Пропуская все дни ОДИ через себя, ты выходишь абсолютно новым «Я». Финальная рефлексия преподавателей стала самой запоминающейся частью. После нее несколько с другой стороны смотришь на все три дня встреч и чувствуешь эмоциональный отклик в себе, порождающий желание идти вперед в профессии и в самом себе», — поделился магистрант программы «Современные методы и технологии развития одаренных детей» Лёгкий Алексей.

Организатор встречи Лавриненко Татьяна Дмитриевна также отметила, что не всем участникам пришелся по душе такой формат работы. Ведь думать о себе в предложенных форматах и быть искренним не каждый оказался готов. Собственно, смысл ОДИ к этому и сводится: к решению возникших внутренних противоречий:

«Работа шла ежедневно по 10 часов, где каждый день заканчивался рефлексией прожитого, открытий себя, формулировкой той новой нормы собственной жизни, без которой рефлексия не имеет смысла. И это был непростой путь студентов к себе: им предлагались для осмысления тексты философского содержания, рефлексивные диалоги в малых группах, методики работы с собой, методики проектирования собственной стратегии жизни и профессиональной деятельности. Но рефлексия заключительного дня показала, что формат такого напряженного взаимного действия оправдал себя и раскрыл студентам их собственные возможности для движения в магистратуре. Пожелаем нашим магистрантам свершения их личностно- профессиональных стратегических проектов, а также ценностной самореализации!».

Хочется подвести основные итоги организационно-деятельностной игры продолжением высказывания магистранта Ольги Аболь:

«При любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, что бы не происходило, всегда говорить с точки зрения «Я – окей» и «Ты – окей». На данном этапе своего пути я четко осознаю, что сделала правильный выбор, когда посвятила себя педагогике и поступила в магистратуру. Я еду с ОДИ и слезы скромно текут по щекам, моё сознание перевернуто, внутри трепет, мне страшно. Ростки сознания и осознанности за эти дни поселились в моей голове, и я не смогу мыслить как прежде.

Образование — это хрупкий мир, который балансирует и может рухнуть в любой момент, но сейчас я уверена, этого не случится. Пока Тамара Ивановна Боровкова, Татьяна Дмитриевна Лавриненко, Галина Николаевна Петрова, Елена Олеговна Чубрик и мой куратор Елена Алексеевна Григорьева переворачивают сознание учителей, пока учитель чувствует свою силу и значимость, мир образования будет крепнуть и наше будущее вместе с ним!».


Выражаем благодарность кандидату педагогических наук, доценту Петровой Галине Николаевне, кандидату педагогических наук, доценту, руководителю программы «Менеджмент в образовательной организации» Лавриненко Татьяне Дмитриевне, кандидату культурологии, доценту, руководителю программы «Современные методы и технологии развития одаренных детей» Чубрик Елене Олеговне, кандидату педагогических наук, доценту, руководителю программы «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося» Боровковой Тамаре Ивановне за разработку и проведение организационно-деятельностной игры. Отдельно благодарим кандидата экономических наук, начальника учебно-методического отдела Немцову Марию Витальевну, а также кандидата педагогических наук, доцента, руководителя программы «Педагогическое проектирование в цифровой образовательной среде» Кравцова Вячеслава Владимировича за помощь в организации и техническом оснащении.

Отметим, в текущем учебном году в Школу педагогики на программы магистратуры поступили около 160 студентов, включая иностранных граждан. В 2024-2025 учебном году мы реализуем 11 образовательных программ магистратуры, 4 из которых были разработаны впервые: «Современные методы и технологии развития одаренных детей», «Educational Management», «Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося», «Педагогическое проектирование в цифровой образовательной среде».