Изучение устного народного творчества является одним из первоначальных и важных этапов предметной подготовки в филологическом образовании. С учебного курса «Русский фольклор» начинается погружение студентов-филологов в мир художественного слова. По словам профессора МГПУ, доктора филол. наук С.А. Джанумова, «данный курс призван приобщить молодых людей к традиционной культуре народа, неотделимой от повседневного быта и в то же время исполненной высокой подлинной духовности; культуре многообразной, имеющей древние корни, но живой, таящей в себе множество загадок и тайн для пытливого ума и неравнодушного сердца».
В библиотеке Школы педагогики в г. Уссурийске собран богатый фонд современных и классических учебных, учебно-методических, научных изданий, которые раскрывают общетеоретические вопросы и специфику жанров народного поэтического творчества, знакомят с историей изучения и собирания фольклора.
Обращаем внимание студентов и преподавателей на УМК «Русский фольклор», разработанный Т.В. Зуевой и Б.П. Кирданом. Авторы-составители учебно-методического комплекта рассматривают устное народное творчество как развивающееся явление, выделяя три художественные системы, исторически сменяющие друг друга: раннетрадиционный, классический и позднетрадиционный фольклор.
Учебники по общему курсу дополняют учебные пособия, посвященные отдельным родам и жанрам фольклора.
Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высшая школа, 1986. – 352 с. Учебное пособие рассматривает теоретические вопросы происхождения, собирания и изучения малых фольклорных форм. Хрестоматийный раздел объединяет наиболее характерные и ценные в художественном отношении образцы русских пословиц, поговорок и загадок из сборников XVIII-XX вв. Такой подбор материала позволяет наглядно проследить эволюцию малых жанров русского фольклора. | |
Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с. Учебное пособие формирует представление о содержании и объеме понятия «детский фольклор»; об основных жанрах детского фольклора, их художественном своеобразии и функциях; об истории собирания и изучения детского фольклора. Книга включает теоретический и хрестоматийный разделы, снабжена указателем источников, словарем и списком рекомендованной литературы. | |
Селиванов, Ф.М. Русский эпос: Учебное пособие / Ф.М. Селиванов. – М.: Высшая школа, 1988. – 207 с. В первой части учебного пособия представлены научные школы и направления изучения героического эпоса; излагаются основные сведения об истории собирания, издания и изучения былин; рассматриваются основные сюжеты, образы и поэтика жанра. Во вторую часть книги включены образцы былин для текстологического анализа. Справочный аппарат книги содержит словарь и библиографический список. |
Труды известных филологов, собирателей и исследователей фольклора: М.К. Азадовского, С.Н. Азбелева, Ф.И. Буслаева, Г.С. Виноградова, В.И. Калугина, Н.А. Криничной, Е.М. Мелетинского, В.В. Митрофановой, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Н.И. и С.М. Толстых, К.В. Чистова и др. дают возможность познакомиться с важнейшими научными исследованиями в области фольклористики, разобраться в дискуссионных вопросах изучения русского устного народного творчества.
Гордость библиотеки составляют старые и новые собрания фольклорных текстов: былин, сказок, песен, пословиц и поговорок, частушек; сборники регионального фольклора. Некоторые из изданий являются библиографической редкостью.
Добрыня Никитич и Алеша Попович / Подгот. Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий; Отв. ред. Э.В. Померанцева. – М.: Наука, 1974. – 447 с.; ил. – (Литературные памятники) В книгу вошли былины, объединенные образами популярных героев русского эпоса: Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждое произведение несет колорит эпохи, в которую оно создавалось, и добавляет новый штрих к биографии и характеристике героев. Сюжеты об этих богатырях отражают все этапы развития былинной поэзии. | |
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д.Н. Садовников; Вступ. ст., ред. и примеч. В.П. Аникина. – М.: Изд-во Московского университета, 1960. – 335 с. По мнению ученых-фольклористов, «Сборник» Д.Н. Садовникова, впервые опубликованный в 1876 г., является самым большим собранием русских народных загадок среди всех существующих. В нем представлены загадки 25-ти русских губерний. Данный труд оценивается как литературный памятник прошлого, стоящий в одном ряду со «Сборником пословиц» В.И. Даля и «Сказками» А.Н. Афанасьева. | |
У ключика гремучего: Сборник дальневосточного фольклора / Сост. Л.М. Свиридова. – Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1989. – 356 с. Сборник, созданный на основе полевых записей, сделанных студентами и преподавателями ДВГУ в период с 1963 по 1984 гг., представляет наиболее характерные произведения устного народного творчества Приморья, Хабаровского края и Амурской области. В книгу вошли 873 произведения разных фольклорных жанров. Включает список народных певцов, сказочников и др. исполнителей фольклора; топографический указатель; словарь диалектных и малоупотребительных слов. |
В отдельный раздел мы объединили научно-методическую литературу, посвященную проблемам изучения народного поэтического творчества в школе.
Полный обзор книг по фольклору и фольклористике из фондов библиотеки Школы педагогики в г. Уссурийске с библиографическим описанием, аннотацией и указанием места хранения представлен в презентации «Русский фольклор».
Информация будет полезна студентам, преподавателям вузов, школьным учителям и всем, кто интересуется русским фольклором и устным поэтическим творчеством народов России.
Выпуск «Русский фольклор» подготовили и провели: зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева и кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко.