Народная культура в зеркале этнолингвистики. Выпуск 4. «Береза, дерево любимое…»

4 апреля 2022

Очередной выпуск тематической рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики» посвящен исследованию национального концепта БЕРЕЗА, который занимает важное место в русском языковом сознании. Мы проследим, как архаический (обрядово-мифологический) образ березы, обогащенный новыми культурными значениями, превратился в современный символ России, дома, семьи, девичьей красоты, чистоты и верности.


Березовый лес (березняк, березник и др.) – мелколиственный листопадный лес, в котором главной породой является берёза.

Дерево является одним из основных элементов традиционной картины мира славянских народов. В народных представлениях ему приписывается роль «универсального медиатора, посредством которого человек (бог, святой, демон, смерть, душа умершего, хтоническое животное, новорожденный и др.) попадает в мир людей и покидает его, перемещаясь на небо, в потусторонний мир, на “тот свет” и т. д.». [Этнолингвистический словарь «Славянские древности»]. Дерево, его части, а также деревянные предметы и обереги нашли широкое применение в ритуалах, магии и народной медицине. В славянской мифологии у некоторых категорий (плодовое дерево, вечнозеленое дерево и др.) и отдельных пород деревьев (дуб, береза, вяз, осина и др.) сформировались устойчивые обрядово-мифологические образы, которые получили дальнейшее развитие в фольклоре и художественной литературе. Их выявление и изучение входит в круг актуальных проблем этнолингвистики.


Монография Т.А. Агапкиной представляет собой комплексное междисциплинарное исследование славянского фольклора, мифологических представлений, обрядов и поведенческих предписаний, связанных с деревьями и кустарниками.
Научно-популярный сборник статей «Береза» под ред. Н.Н. Казанского и В.Т. Ярмишко – единственное в своем роде издание РАН, в котором предмет рассматривается с точки зрения различных наук: лингвистики, искусствоведения, истории, химии, ботаники и др.
В книге В.В. Усачёвой реконструируются важные фрагменты архаической картины мира славян (народная ботаника, агрономия, лечебная магия и др.). Один из разделов посвящен мифологии, символике и обрядовым функциям растений.

Л.Н. Виноградова, А. Гейштор, Д.К. Зеленин, В.Б. Колосова, Н.И. Толстой, В.В. Усачёва и другие ученые отмечают, что березу особенно ценили финно-угорские народы и жители северо-восточной Руси. В славянских мифологических текстах Береза часто противостоит Дубу как символ женского начала. К числу установленных фольклорных и мифологических констант относится также отождествление березы с юной девушкой: «Стоит Алёна, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан».

Это дерево тесно связано с образом русалки (берегини), поэтому обереги из бересты и ветки березы использовали для защиты жилища и пахотных полей от лиха, беды и злых духов, а у порога хлева клали березовое полено. В то же время береза считалась вместилищем душ умерших: у некоторых западных славянских племен бытовал обычай хоронить в бересте, одиноко растущие в поле плакучие березы называли деревьями духов, во многих легендах и сказках умершая девушка превращалась в березку.

Для восточных славян береза была одним из главных растительных атрибутов в календарных и свадебных обрядах, где символизировала переход из одного состояния в другое.

До XIV века новый год у славян начинался весной, когда оживала береза. В этот календарный праздник готовили особую обрядовую кашу с березовыми почками.

Обряды ритуального украшения и символического уничтожения березы совершались в Семик и на Троицу: девушки отправлялась в лес «завивать» и «развивать» березку, сопровождая свои действия обрядовым пением, хороводами, гаданиями, кумлением и совместной трапезой. Срубленную березку, украшенную лентами, бусами и полевыми цветами, носили по деревне, а по окончании праздника бросали в реку или устанавливали на ржаном поле, чтобы она передала свою плодородную силу стихиям воды и земли.

Интересна символика березы в обряде сватовства: если девушка соглашалась выйти замуж, то передавала свахе ветку березы. В день свадьбы наряжали березку «красу», за которую прятали невесту в ожидании выкупа от жениха.

Народные верования отражают противоречивое отношение к березе. Так, в северных районах береза имела репутацию несчастливого дерева, с которым связан ряд запретов: запрещалось строить жилье на месте березовой рощи, топить печь березовыми дровами (считалось, что от них в избе заводятся клопы) и т.д.

Однако именно положительный образ березы, которая оберегает, исцеляет, дарит свет, тепло и радость, утвердился в русском фольклоре и получил дальнейшее развитие: «С одного дерева да четыре угодья: первое – от темной ночи свет, второе – некопаный колодец, третье – старому здоровье, четвёртое – разбитому связь» (лучина, сок, березовый веник и береста).


Березовый веник избавляет от усталости и болезней.
В Древней Руси побеждённые племена даже платили дань берёзовыми вениками.
Лапти из бересты – один из важнейших предметов традиционного народного быта.

Со второй половины ХIХ века в отечественной литературе наблюдается настоящий поэтический культ березы. В разные годы этому дереву посвящали произведения А. Пушкин, А. Фет, М. Цветаева, А. Прокофьев, К. Симонов, А. Дементьев и другие писатели. Символом России – «страны березового ситца», родной земли, отчего дома – береза стала благодаря творчеству Сергея Есенина. Свой вклад в формирование концепта БЕРЕЗА, наряду с литературой, внесли живопись, музыка, кинематограф и другие виды искусства, обогащая его все новыми оттенками значения. По словам академика Российской академии художеств Марии Вяжевич, «с ходом исторического развития береза не только не затерялась в прошлом, она продолжала сопутствовать человеку во всем, как во внешней жизни, так и в скрытой от глаз жизни души, со временем становясь выразительницей его мыслей и чувств, самых сокровенных переживаний» [М.В. Вяжевич. О березе в искусстве: мастерство и вдохновение].


Бобин Юрий. Осень

Представленная в выпуске видеопрезентация раскрывает содержание многомерного концепта БЕРЕЗА в русской языковой картине мира. Для ее создания использовались авторитетные научные источники (труды Н.И. Толстого, Т.А. Агапкиной, В.Б. Колосовой и др.) и материалы аудиоэнциклопедии, доступно и увлекательно рассказывающей о предмете исследования. Такой творческий подход к выбору и сочетанию различной информации может служить примером для выполнения соответствующих заданий студентами.



Методический раздел рубрики включает подборку научных статей, посвященных вопросам изучения концепта БЕРЕЗА в курсах русского языка как иностранного, а также междисциплинарный научно-популярный сборник «Береза» (СПб.: «Наука», 2015) – единственное в своем роде издание РАН, в котором дерево, хорошо знакомое каждому с раннего детства, рассматривается с точки зрения различных наук: лингвистики, искусствоведения, химии, ботаники и др.

  БЕРЕЗА_Методические материалы (Архив 7Z, 19.5 МБ)

Выпуск «Береза, дерево любимое…» подготовили и провели: кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко; зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева. Техническую помощь в подготовке выпуска оказала специалист организационно-административного отдела Татьяна Геннадьевна Кашпур.


И.А. Маринченко,
доцент Департамента образовательных технологий
в русской и зарубежной филологии;
Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим отделом
библиотеки