Народная культура в зеркале этнолингвистики. Выпуск 5. «Кем “полохали” людей на Руси: персонажи славянской демонологии»

5 мая 2022

Очередной выпуск тематической рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики» посвящен персонажам славянской демонологии.

Народная демонология – это низшая мифология, система мифологических персонажей, включающая демонов, духов и людей с демоническими свойствами. Она охватывает все сферы славянской традиционной культуры, объясняя всё происходящее в мире влиянием сверхъестественных сил (демонов), которые повелевали атмосферными и природными явлениями, определяли судьбу, регулировали хозяйственную деятельность и семейные отношения [Этнолингвистический словарь «Славянские древности»].

Отличительной чертой славянской демонологии является персонификация. В народных поверьях, обрядах и фольклоре персонифицируются праздники и особые дни недели, состояния человека и его занятия, болезнь и здоровье, радость и беда, жизнь и смерть. Сверхъестественные силы приобретают человеческий, звериный или смешанный облик и имеют способность к превращениям – в козла, собаку, кота, стог сена, черный клубок и т.п.

Например, мара – домашний дух, ведающий женским рукоделием, является в обличье маленькой старушки, которая прядет по ночам, путает и рвет кудель, оставленную без благословления, а иногда оборачивается мышью, курицей или змеей (О.А. Черепанова).

У славянских народов повсеместно распространено поверье о векшицах – ведьмах, превращающихся в сорок. В ночь накануне Ивана Купалы они пробираются через печную трубу в дом, чтобы выкрасть младенца или еще не рожденного ребенка (Н.А. Криничная).

Демонические существа таили опасность. Даже упоминания о них «полохали» наших далеких предков (древнерусск. глагол полошити, полошати означал ‘пугать, страшить’, полошитися – ‘бояться’), а имена мифологических персонажей запрещалось произносить вслух, чтобы не накликать нечистую силу.


Русалка. Работа мастера былинно-мифологической живописи ХХ века К.А. Васильева (1942–1976)
Леший и Баба Яга. Картина советского художника, графика Н.С.Сергеева (1908–1989)

Тем не менее, некоторые мифологические персонажи (водяной, русалка, леший, домовой, банник, черт, кузнец и др.) активно бытовали в фольклоре и говорах славян, где у них сложились относительно устойчивые, хорошо узнаваемые образы. Закрепленные за ними знаки-символы служили оберегом. Они использовались в вышивке, домовой резьбе и предметах обихода, которыми маркированы локусы, связанные с постоянным или временным пребыванием мифологического персонажа. Например, материалы этнографических экспедиций Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова, Н.А. Иваницкого и др. подтверждают, что в быту русских крестьян дух жилища и его хозяина домового воплощали многочисленные изображения коня, быка, петуха; куклы панки и др.:


Охлупень (конек) на крыше дома
Петух. Дымковская игрушка
Северная деревянная кукла панка

Сведения о большинстве других персонажей народной демонологии сохранились лишь в виде наименований (орисницы, злыдни, планетники, шуликуны и т.п.) и «осколков» языческих представлений. Их реконструкция – одна из самых интересных и сложных задач, стоящих перед этнолингвистикой. Этнолингвистическое направление в изучении русской и – шире – славянской мифологии определяют работы Н.И. и С.М. Толстых, Л.Н. Виноградовой, А.В. Гура, А.Ф. Журавлева, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, О.А. Черепановой.

В методическом разделе нашей рубрики представлена лекция кандидата филологических наук И.А. Маринченко «Аспекты изучения мифологического персонажа в этнолингвистике», в которой мифологический персонаж рассматривается как наиболее реальная форма воплощения мифологического в традиционной картине мира.

Маринченко И.А. Аспекты изучения мифологического персонажа в этнолингвистике. ЛекцияФайл DOCX

В лекции выделяются основные этапы в изучении славянской мифологии; характеризуются трудности идентификации персонажей народной демонологии, обусловленные своеобразием мифологической традиции славян; проанализирована схема описания мифологического персонажа (С.М. Толстая, Л.Н. Виноградова и др.) как совокупности устойчивых инвариантных признаков. Лекция включает блоки основных и дополнительных вопросов и заданий, а также обширный список литературы для самостоятельной подготовки. Рекомендована для бакалавров и магистров, изучающих этнолингвистику.

В Галерее образов народной демонологии мы собрали презентации студентов гр. Б2117-44.03.05рл о блуждающих огнях, волкодлаке, детских духах, змее летающем, караконджуле, лешем, полудницах, русалках. Эти студенческие работы демонстрируют содержание докладов, представленных на практических занятиях по этнолингвистике.

Скок Полина – Блуждающие огниФайл PPTX
Притулина Антонина – ВолкодлакФайл PPTX
Запольских Юлия – Детские духиФайл PPTX
Сутормина Виктория – Змей летающийФайл PPTX
Небожатко Юлия – КараконджулФайл PPTX
Черепанова Яна – Лесные духи. ЛешийФайл PPTX
Сергеева Анна – ПолудницаФайл PPTX
Рындина Кристина – Образ русалки в славянской мифологииФайл PPTX

Отдельная презентация посвящена номинациям персонажей, обладающих эзотерическим знанием и магической силой. Она включает тематический обзор литературы из фонда библиотеки Школы педагогики.

Персонажи славянской демонологииФайл PPTX

Проверить уровень знания славянской демонологии помогут разработанные студентами тестовые задания по теме «Мифологический персонаж славянской демонологии».

Мифологический персонаж. ТестФайл DOCX

Времена язычества остались в далеком прошлом, но, как справедливо отмечает российский фольклорист и исследователь преданий и мифологических рассказов Неонила Артёмовна Криничная, «древние представления, подчас нами не узнаваемые, пульсируют в сознании современного человека, в литературе и искусстве» [Н.А. Криничная. Русская мифология: мир образов фольклора]. Персонажи народной демонологии трансформировались в художественные образы, знакомые и любимые с детства.


Мифологические персонажи воплощаются в образах поэзии и народного искусства.
«Сказки Пушкина». Палехская миниатюра.
Домовой, Леший, Баба-Яга – герои сказки Татьяны Александровой о забавном непоседливом домовенке по имени Кузя (1977).
Водяной – персонаж мультфильма-мюзикла «Летучий корабль» (1979), снятого по мотивам русского фольклора.

Огромный и многогранный мир славянской демонологии невозможно уместить в рамки одного выпуска. Мы рекомендуем всем, кого заинтересовала данная тема, познакомиться с лекциями доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН Людмилы Николаевны Виноградовой, записанными для передачи «Это интересно» на Радио России:

Виноградова Л.Н. Славянская мифология. Часть 1.YouTube
Виноградова Л.Н. Славянская мифология. Часть 2.YouTube

Выпуск «Кем “полохали” людей на Руси: персонажи славянской демонологии» подготовили и провели: кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в области русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко; студенты гр. Б2117-44.03.05рл; зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева.


И.А. Маринченко,
доцент Департамента образовательных
технологий в области русской и зарубежной
филологии;
Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим
отделом библиотеки