Очередной выпуск тематической рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики» посвящен персонажам славянской демонологии.
Народная демонология – это низшая мифология, система мифологических персонажей, включающая демонов, духов и людей с демоническими свойствами. Она охватывает все сферы славянской традиционной культуры, объясняя всё происходящее в мире влиянием сверхъестественных сил (демонов), которые повелевали атмосферными и природными явлениями, определяли судьбу, регулировали хозяйственную деятельность и семейные отношения [Этнолингвистический словарь «Славянские древности»].
Отличительной чертой славянской демонологии является персонификация. В народных поверьях, обрядах и фольклоре персонифицируются праздники и особые дни недели, состояния человека и его занятия, болезнь и здоровье, радость и беда, жизнь и смерть. Сверхъестественные силы приобретают человеческий, звериный или смешанный облик и имеют способность к превращениям – в козла, собаку, кота, стог сена, черный клубок и т.п.
Например, мара – домашний дух, ведающий женским рукоделием, является в обличье маленькой старушки, которая прядет по ночам, путает и рвет кудель, оставленную без благословления, а иногда оборачивается мышью, курицей или змеей (О.А. Черепанова).
У славянских народов повсеместно распространено поверье о векшицах – ведьмах, превращающихся в сорок. В ночь накануне Ивана Купалы они пробираются через печную трубу в дом, чтобы выкрасть младенца или еще не рожденного ребенка (Н.А. Криничная).
Демонические существа таили опасность. Даже упоминания о них «полохали» наших далеких предков (древнерусск. глагол полошити, полошати означал ‘пугать, страшить’, полошитися – ‘бояться’), а имена мифологических персонажей запрещалось произносить вслух, чтобы не накликать нечистую силу.
Тем не менее, некоторые мифологические персонажи (водяной, русалка, леший, домовой, банник, черт, кузнец и др.) активно бытовали в фольклоре и говорах славян, где у них сложились относительно устойчивые, хорошо узнаваемые образы. Закрепленные за ними знаки-символы служили оберегом. Они использовались в вышивке, домовой резьбе и предметах обихода, которыми маркированы локусы, связанные с постоянным или временным пребыванием мифологического персонажа. Например, материалы этнографических экспедиций Г.Н. Бочарова, В.П. Выголова, Н.А. Иваницкого и др. подтверждают, что в быту русских крестьян дух жилища и его хозяина домового воплощали многочисленные изображения коня, быка, петуха; куклы панки и др.:
Сведения о большинстве других персонажей народной демонологии сохранились лишь в виде наименований (орисницы, злыдни, планетники, шуликуны и т.п.) и «осколков» языческих представлений. Их реконструкция – одна из самых интересных и сложных задач, стоящих перед этнолингвистикой. Этнолингвистическое направление в изучении русской и – шире – славянской мифологии определяют работы Н.И. и С.М. Толстых, Л.Н. Виноградовой, А.В. Гура, А.Ф. Журавлева, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, О.А. Черепановой.
В методическом разделе нашей рубрики представлена лекция кандидата филологических наук И.А. Маринченко «Аспекты изучения мифологического персонажа в этнолингвистике», в которой мифологический персонаж рассматривается как наиболее реальная форма воплощения мифологического в традиционной картине мира.
Маринченко И.А. Аспекты изучения мифологического персонажа в этнолингвистике. Лекция | Файл DOCX |
В лекции выделяются основные этапы в изучении славянской мифологии; характеризуются трудности идентификации персонажей народной демонологии, обусловленные своеобразием мифологической традиции славян; проанализирована схема описания мифологического персонажа (С.М. Толстая, Л.Н. Виноградова и др.) как совокупности устойчивых инвариантных признаков. Лекция включает блоки основных и дополнительных вопросов и заданий, а также обширный список литературы для самостоятельной подготовки. Рекомендована для бакалавров и магистров, изучающих этнолингвистику.
В Галерее образов народной демонологии мы собрали презентации студентов гр. Б2117-44.03.05рл о блуждающих огнях, волкодлаке, детских духах, змее летающем, караконджуле, лешем, полудницах, русалках. Эти студенческие работы демонстрируют содержание докладов, представленных на практических занятиях по этнолингвистике.
Скок Полина – Блуждающие огни | Файл PPTX | |
Притулина Антонина – Волкодлак | Файл PPTX | |
Запольских Юлия – Детские духи | Файл PPTX | |
Сутормина Виктория – Змей летающий | Файл PPTX | |
Небожатко Юлия – Караконджул | Файл PPTX | |
Черепанова Яна – Лесные духи. Леший | Файл PPTX | |
Сергеева Анна – Полудница | Файл PPTX | |
Рындина Кристина – Образ русалки в славянской мифологии | Файл PPTX |
Отдельная презентация посвящена номинациям персонажей, обладающих эзотерическим знанием и магической силой. Она включает тематический обзор литературы из фонда библиотеки Школы педагогики.
Персонажи славянской демонологии | Файл PPTX |
Проверить уровень знания славянской демонологии помогут разработанные студентами тестовые задания по теме «Мифологический персонаж славянской демонологии».
Мифологический персонаж. Тест | Файл DOCX |
Времена язычества остались в далеком прошлом, но, как справедливо отмечает российский фольклорист и исследователь преданий и мифологических рассказов Неонила Артёмовна Криничная, «древние представления, подчас нами не узнаваемые, пульсируют в сознании современного человека, в литературе и искусстве» [Н.А. Криничная. Русская мифология: мир образов фольклора]. Персонажи народной демонологии трансформировались в художественные образы, знакомые и любимые с детства.
Огромный и многогранный мир славянской демонологии невозможно уместить в рамки одного выпуска. Мы рекомендуем всем, кого заинтересовала данная тема, познакомиться с лекциями доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН Людмилы Николаевны Виноградовой, записанными для передачи «Это интересно» на Радио России:
Виноградова Л.Н. Славянская мифология. Часть 1. | YouTube |
Виноградова Л.Н. Славянская мифология. Часть 2. | YouTube |
Выпуск «Кем “полохали” людей на Руси: персонажи славянской демонологии» подготовили и провели: кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в области русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко; студенты гр. Б2117-44.03.05рл; зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева.
И.А. Маринченко,
доцент Департамента образовательных
технологий в области русской и зарубежной
филологии;
Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим
отделом библиотеки