Новости

30 апреля 2021
Обсуждение итогов реализации учебного мини-проекта на заседании научно-исследовательского кружка «Актуальные проблемы современной лингвистики»


27 апреля 2021 г. состоялось расширенное заседание студенческого научно-исследовательского кружка «Актуальные проблемы современной лингвистики».

Участники кружка, студенты группы Б2307, обсуждали итоги реализации учебного мини-проекта «Образный потенциал и трансформационные возможности процессуальных фразеологизмов».

В ходе практических занятий по фразеологии студенты познакомились с перспективами использования Национального корпуса русского языка (НКРЯ) в организации учебно-исследовательской деятельности. Как известно, корпусные исследования оказали значительное влияние на методологию современной лингвистики. Широко представленный в корпусах эмпирический материал может, в частности, послужить основой проведения полноценного лингвистического анализа фразеологизмов. Обращение к НКРЯ позволяет получить отчётливое представление о многих аспектах функционирования конкретной фразеологической единицы.

Реализация мини-проекта осуществлялась в течение февраля – апреля 2021 года.

Изменения, происходящие в семантике, структуре и функционировании трансформированных фразеологизмов, оказались чрезвычайно интересным объектом для изучения, открывающим удивительные стороны «жизни языка». На начальном этапе участники мини-проекта освоили поиск фразеологизмов с последующим лингвистическим анализом – один из наиболее простых приемов использования данных НКРЯ в учебно-исследовательской деятельности, а затем на практике смогли оценить удобство поиска фразеологических единиц в произведениях различных жанров, связанное с устойчивостью и типизированностью их структуры.

Приобретя навыки работы с корпусом и знания в области фразеологии, студенты без затраты особых усилий самостоятельно делали репрезентативную выборку материала. Молодые исследователи выявляли различные направления варьирования и окказиональных изменений компонентов идиомы, ее синтаксические функции и речевую прагматику. В ходе изучения фразеологизмов стала более наглядной мотивация их образной основы, были обнаружены типичные приемы языковой игры с использованием устойчивых оборотов речи.

На заседании кружка участники мини-проекта представили свои доклады и презентации об использовании в речи фразеологизмов кататься как сыр в масле (Ермакова Полина), брать/взять за шкирку (Ковалева Ульяна), пахнет жареным (Мананкова Мария), закрадываться (западать) в душу (сердце) (Никитенко Марина), стричь под одну гребёнку (Короткова Дарья), заснуть вечным сном (Курилина Екатерина), проскакивать между пальцев (Москаленко Анастасия), бить поклоны (Буренок Софья), спустить собак (Васильева Наталья), пожинать плоды (Петровская Ксения) и др.

Опыт организации исследовательской деятельности по изучению трансформационных возможностей фразеологизмов на материале НКРЯ позволяет сделать вывод, что такая работа способствует формированию у студентов познавательного интереса и критического мышления, повышает уровень научно-исследовательской компетентности будущего учителя русского языка и литературы.

В дальнейшем апробация результатов учебно-исследовательской работы на материале фразеологии может осуществляться студентами на конференциях, конкурсах и в форме публикаций.


И.А. Маринченко,
канд. филол. наук, доцент кафедры РЯЛиМП,
руководитель кружка «Актуальные проблемы
современной лингвистики»