Новости

21 марта 2020
Онлайн обучение: мифы и реальность


В момент всеобщего перехода на модели электронного обучения, у преподавателей и студентов часто возникают разные опасения. Стоит ли вообще его использовать, как это повлияет на результаты студентов? Какие именно средства и инструменты выбрать?

Попробуем разобраться с некоторыми страхами и мифами, сложившимися у коллег-преподавателей.

Миф 1. Низкая вовлеченность в процесс обучения

Низкая вовлеченность связана со временем и финансовыми вложениями.

Проводя занятия с помощью информационно-образовательных сред, на самом деле, вы экономите свое время и время студентов. Не надо тратить его на дорогу и пробки, переходы из корпуса в корпус – причем ни вам, ни студентам. Определение расписания встреч позволит вам составить его более оптимально, а освободившееся время потратить, например, на написание статьи или учебного пособия, на которые давно не находится времени и сил. Студенты в свою очередь освободят время для выполнения самостоятельных заданий и исследований, и вот таких заданий при электронном обучении надо давать как можно больше, и они же сегодня – наиболее актуальны и эффективны.

Что касается технических и финансовых ресурсов на обеспечение процесса – единая учетная корпоративная запись позволяет получить все преимущества сервисов Office 365 абсолютно бесплатно и интуитивно понятно – от текстовых документов до сервисов для видеосвязи. При этом всем этим можно воспользоваться даже на мобильном телефоне, находясь где угодно, даже в салоне красоты или в очереди к врачу (шутка))).

Миф 2. Снижение или отсутствие мотивации у студентов

При электронном обучении действительно может возникнуть проблема поддержки мотивации прохождения обучающих курсов. Известна статистика: начатые электронные курсы изучает до кона лишь не большой процент обучающихся. Чем ниже уровень саморегуляции у студента, тем хуже у него получается учиться самостоятельно.

На самом деле проведение курсов с помощью информационно-образовательных сред не снижает мотивацию. Во – первых если проводить онлайн встречи в соответствии с графиком, на которых можно обсудить не только проблемы в освоении материалов или прочитать лекцию, но и провести защиту проекта или реферата. Во – вторых при четком графике и критериях оценки, предусматривающих соблюдение сроков, студент понимает, как это влияет на итоговую оценку. При этом преподаватель может в личном видео общении, точно также, как и в личном общении мотивировать студента. В конце концов, если вы и ваш курс реально интересны студенту, он будет учиться и с мотивацией все будет хорошо. «Пустые», формально сделанные курсы не интересны ни в очном, ни в электронном обучении. Просто при электронном обучении это заметнее и ярче проявляется, труднее скрыть. (Но к вам это конечно не относится)))))

Миф 3. Спорное качество курсов

Часто в электронных курсах применяются некачественные методики преподавания, не доказавшие свою состоятельность.

На самом деле вы можете пользоваться своей проверенной методикой и не менять уже хорошо апробированные подходы к преподаванию предмета. Так, например, с помощью скайп (Skype) можно прочитать лекцию, используя ваши презентации, применяемые на обычных лекциях. Провести семинар – пожалуйста, все студенты выходят на связь и участвуют в дискуссии. Можно выполнять любые письменные работы, и даже на листе бумаги – их можно просто отправить как фотографию. Живое общение «глаза в глаза», которое так ценят многие коллеги-преподаватели – тоже без проблем реализуется в онлайне. Наш опыт и знания говорят о том, что в электронное обучение может быть переложена практически любая методика. Даже самые сложные лабораторные работы можно так реализовать, но это уже, конечно, требует отдельных технологий и приличных средств, и помощи специалистов. Но даже такие занятия-стимуляторы сегодня уже есть на рынке онлайн образования, главное – хорошо поискать (если что – обращайтесь, мы готовы помочь).

Миф 4. Отсутствие элемента живого общения

Обучение средствами информационно-образовательных сред вынимает из образовательного процесса важную составляющую в виде человеческого общения – либо сильно сужает его возможности, так как образовательный процесс осуществляется через социально-психологический механизм «заражения» и подражания.

В наш век мобильности общение легко можно организовать с помощью наиболее удобной среды. Необходимо общение в реальном времени – тут помощниками выступают любые средства по организации видеосвязи. Надо вместе в реальном времени собрать обратную связь? На помощь придут документы с режимом совместного доступа, где все пишут и видят результат сразу. Не стоит забывать и про то, что расстояние в этом случае не имеет значения – может стоит воспользоваться возможностью и пригласить интересного профессионала в вашей области из другого города поделиться со студентами опытом.

Конечно, нельзя сказать, что не существует сложностей и проблем, но сложно не увидеть и ряд преимуществ. Применение информационно-образовательных сред не заменяет классическое обучение, а позволяет сделать его более эффективным, позволяя организовать смешанное обучение и автоматизировать многие процессы. Все это позволяет перераспределить учебное время и энергию студентов переориентировав их на решение важных учебных задач, исследований, проектов, развитие навыков саморегуляции и личной ответственности, что является одними из базовых компетенций конкурентного на рынке труда специалиста. И высвобождает ваше время и силы для творческих задач (в том числе, развития своих электронных курсов))))


Есть много других мифов об электронном обучении, которые мы готовы развеять вместе с вами.

Есть много преимуществ и замечательных возможностей ЭО, которые мы готовы помочь своим коллегам освоить и оценить по достоинству.


Полина Бажина, Ольга Жигалова
(преподаватели Школы педагогики ДВФУ)


P.S. В Школе педагогики ДВФУ создан специальный центр методической поддержки электронного образования. Преподаватели-методисты ШП, имеющие большой опыт электронного сетевого обучения, прошедшие специальную подготовку, и наши «прокачанные» студенты – завтрашние учителя готовы помочь коллегам освоить электронное образование и стать его горячими сторонниками.