Помощь, идущая от души: четверо будущих учителей русского языка смело шагнули в профессиональную деятельность по велению сердца

5 июня 2019


Для студенток профиля подготовки «Русский язык и литература» филиала ДВФУ в г. Уссурийске Анны Риттер, Виктории Панащенко, Екатерины Гавриленко и Юлии Калининой этот весенний семестр стал особенным. Начиная с марта, в плотном графике дел и встреч этих энергичных девушек, наряду с занятиями в университете и клубах по увлечению, появилось ещё одно важное общее место встречи – краевое государственное казённое учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Уссурийска». Два раза в неделю они помогали воспитанникам Центра, учащимся в девятом классе, готовиться к ОГЭ. Студентки Школы педагогики отнеслись к поставленной задаче со всей ответственностью и не пошли по самому лёгкому пути многих начинающих репетиторов, которые просто делают вместе с учениками (или вместо учеников) домашние задания. Подготовка к экзаменам пошла серьезно и тщательно – по всем правилам. Давно остались позади страх перед своими учениками-подростками, которые всего на несколько лет младше своих добровольных «учительниц», и недопонимание со стороны некоторых взрослых, которые не сразу поверили, что кто-то может бесплатно помогать детям, которые «ничего не знают и знать не хотят». Пришли признание со стороны детей и вполне зрелое понимание, что же именно имел в виду древнеримский философ Сенека, когда сказал «Уча других, мы учимся сами».

— Мы приходим в Центр и помогаем детям с подготовкой к ОГЭ по русскому языку, — рассказывает студентка третьего курса Юлия Калинина. — Судя по нашему опыту, самое сложное в работе с детьми из детских домов – это отсутствие у них мотивации. Поэтому мы, начинающие педагоги, их репетиторы, решили, что наша первая задача – заинтересовать, объяснить и показать на собственном примере, зачем это нужно и как на самом деле богат и многогранен русский язык. Скажем без скромности, это нам удалось. Эти наши первые самостоятельные успехи в профессиональной деятельности – мощный стимул продолжать движение вперёд. Работать над собой и работать с детьми. Именно поэтому я продолжаю ездить к моим детям, чтобы помочь им подготовиться к ОГЭ. Но уже не по русскому языку, а по математике.

В своей работе Юлия и ее подруги решили придерживаться определенных правил, и это помогло им добиться успеха. Во-первых, репетитор должен быть доброжелательным. Ведь дети из детских домов, независимо от возраста, имеют свой негативный жизненный опыт. Поэтому они должны видеть доброжелательность педагога и его готовность помочь разобраться со сложным учебным материалом. Во-вторых, репетитор должен быть терпеливым, не ожидать от подопечных мгновенного понимания и усвоения материала и быть готовым к обычной для подростков «проверке границ дозволенного». В-третьих, репетитор никогда не должен упускать из виду, что его главная задача – помочь старшеклассникам разобраться со сложным материалом, а не развлекать их. Поэтому на детские просьбы и уловки, чтобы «просто пообщаться» поддаваться тоже нельзя.

Как бы там ни было, но дружеские связи между студентками и их учениками установились. Дети даже поделились со своими «учительницами» планами, куда они хотели бы пойти после окончания девятого класса. В основном, они отправятся продолжать образование в различные колледжи Приморского края. Таким образом, наш регион через несколько лет получит квалифицированных специалистов, которые сохранят добрую память о студентках Школы педагогики ДВФУ, которые помогли им подготовиться к тяжелому экзамену по русскому языку. А в школы придут учителя, которые когда-то сделали свои первые смелые самостоятельные шаги в профессии по велению сердца.

Проект по работе студентов-репетиторов с воспитанниками , запущенный в этом семестре при поддержке Центра молодежной политики филиала ДВФУ в Уссурийске, будет продолжен и в наступающем учебном году, когда к этому доброму начинанию присоединятся и будущие учителя по другим предметам.


И.В. Варицкий

Фото А. Риттер, Ю. Калининой