Социально-демографический портрет студента Школы педагогики создан в ходе проектной практики третьекурсников историков-географов

25 января 2022


20 января 2022 г. в нашей группе завершилась проектная практика, которая решала задачи закрепления, углубления и систематизации теоретических знаний, приобретенных в процессе изучения дисциплины «Основы исследовательской и проектной деятельности». В течение нескольких месяцев студенты ОП «История и география» решали задачи, сформулированные в индивидуальных заданиях: создать социально-демографический портрет студента Школы педагогики Дальневосточного Федерального Университета по результатам анкетирования обучающихся на образовательных программах бакалавриата.

Для достижения поставленной цели нам было необходимо выполнить следующий объем работы: составить анкету, включающую вопросы социально-демографического характера, и разместить ее в электронной среде (была размещена на электронной платформе Google Forms); изучить всю доступную информацию о студенческом коллективе Школы – реализуемых программах, количестве учащихся и составе групп. Самой сложной задачей была обработка и анализ полученных результатов.

Работа над проектом протекала в формате online и offline, поэтому осваивались и развивались навыки работы с различными компьютерными программами. Роль лидера проектной команды исполняла Деревцова Елена. Оптимальное распределение ролей в команде, соблюдение сроков «жизненного цикла» проекта, регулярные встречи для обсуждения достигнутых результатов и факторов, препятствующих дальнейшей работе, позволили успешно решить поставленные задачи.

В результате коллективной проектной деятельности студенты получили представление о социально-демографической характеристике студенческого коллектива Школы педагогики – о половозрастном и национальном составе студентов, их семейном положении, географии их малой родины, о том, имеют ли они хобби и какие именно, часто ли навещают семью и сколько тратят времени на дорогу от дома до университета и другие. Последние вопросы анкеты были посвящены выбору будущей профессии – был ли он осознанным или вынужденным.

По окончании практики студенты нашей группы резюмировали: проведенное исследование отличается оригинальностью, имеет практическую ценность и может стать первым шагом на пути более серьезного исследования социально-демографического характера.

Основные результаты проекта представлены в нашей коллективной медиа-презентации.


Елена Деревцова, гр. Б2303
ОП «История и география»,
лидер проектной команды

Комментарий руководителя проектной практики:

Впервые работа по социально-демографическому изучению студенческого коллектива педагогического вуза была осуществлена более 30 лет назад по инициативе Лаборатории народонаселения Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Основным полигоном исследования стал студенческий коллектив географического факультета УГПИ (1–5 курсы очного отделения, всего около 200 человек). Анкетирование и статистическую обработку полученных данных проводили сами же студенты-географы. По материалам исследования было защищено несколько курсовых и дипломная работа. Материалы студенческого исследования были включены в отчеты о научной работе вышеупомянутой лаборатории ТИГа.

Автор этих строк, предложив аналогичное задание нынешним студентам, отмечает, как поразительно схожи полученные результаты исследования 2021 года и отчетов 30-летней давности. Изменения незначительны и касаются в основном материального источника существования студентов (в прошлом они почти не упоминали собственного заработка). Кроме того, студенты (точнее – студентки) 1990-х гг. были более «многодетными», к моменту выпуска детей имели до 30% респондентов. В перечне их хобби часто фигурировали путешествия и походы (хотя, возможно, это следствие специфики специальности).


М.А. Воронина,
доцент Департамента теории и практики
преподавания математики, информатики, естественных
наук, руководитель проектной практики студентов

Презентация Социально-демографический портрет студента ШП ДВФУ.pptx